Шуть Олеся
Содержание работы по обучению грамоте детей в предварительный добукварный период
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст (2-3 года).
Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, овладения ими правильным произношением слов, необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. Особенно большое значение имеет развитие слухового внимания, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях. Сначала берут простые звукоподражания с открытыми слогами: му-му, ку-ку, пи-пи; потом с закрытыми слогами: ав-ав, бам-бам, топ-топ; а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями звуков: чик-чирик, трень-брень, дили-дон.
Темочки:
Игры на развитие слухового внимания.
1. Игра «Солнце или дождик?»
Сейчас мы с вами пойдем гулять. Выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнышко. Вы гуляете, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в домик. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него.
2. Игра «Угадай, кто кричит»
Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру желательно проводить со всеми детьми.
3. Игра «Угадай, что делают»
Воспитатель показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан, мнет бумагу и т. д. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
4. Игра «Угадай, кто идет»
Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Воспитатель быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель меняет темп звучания бубна, а дети соответственно ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Развитие речевого дыхания.
1. Дуем на различные предметы: ватка, салфетки, снежинки, бабочки, перышки, мыльные пузыри, листики, птички, кораблики и т. д. Здесь важно следить, чтобы при вдохе дети не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуты вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Развитие силы и высоты голоса.
1. Игра «Громко-тихо»
Воспитатель показывает две машинки и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина? Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машинка сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машинка? Дети тихо произносят: «би-би». Воспитатель убирает обе машинки и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
2. Игра «Где кукует кукушка?»
Воспитатель рассказывает: Сережа и Наташа пошли в лес за ягодами (показывает картинки с изображением детей и ставит их на доску). Вдруг прилетела кукушка (показывает картинку, села на дерево около которого стояли дети, и громко закуковала вот так: «Ку-ку! Ку-ку!» (Произносит несколько громче обычного). Как куковала кукушка?» Воспитатель предлагает сначала хором, а потом 3-4 детям по очереди громко произнести данное звукосочетание.
«Отдохнула кукушка, - продолжает рассказ воспитатель, - и полетела дальше в лес. (Ставит картинку с изображением кукушки в дальний угол доски). А Сережа и Наташа пошли домой. Когда они вышли на поляну, Сережа остановил Наташу и сказал: «Послушай, кукушка снова кукует (воспитатель тихо произносит Ку-ку! Ку-ку, сейчас кукушка далеко в лесу, поэтому и кажется, что она кукует тихо». Воспитатель предлагает произнести данное звукосочетание вполголоса.
Затем воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко. (произносит данное звукосочетание с различной громкостью).
3. Игра «Дождик»
Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап…кап… медленно, немного растягивая, с паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными. Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научаться различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Дети угадывают.
4. Развитие артикуляционного аппарата.
В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка. Этому способствует артикуляционная гимнастика.
Сказка про Машеньку.
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. (потягиваемся, как будто только проснулись, «Улыбка»)
Поиграла на дудочке, затем опять улыбнулась. (чередуем «Улыбка», «Трубочка»)
Пошла завтракать. Взяла ложечку. («Лопаточка»)
Взяла чашечку. («Чашка»)
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»)
А потом играла в мяч. («Катание шарика»)
Младший возраст (дети 3-4 лет).
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в младшей группе заключается в развитии звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).
На данном возрастном этапе большое внимание педагога должно быть направлено на развитие у детей слухового восприятия (это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу). Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звукопроизношения.
Это такие игры, как «Солнце или дождик», «Угадай, кто кричит», «Угадай, что делают», «Угадай, что звучит», «Громко-тихо», «Где кукует кукушка», «Дождик».
Игра «Что как звучит»
Тик-так, тик-так – Часики идут вот так.
Бам-бам, бам-бам – Заиграл наш барабан.
Кап-кап, кап-кап – Дождик капает вот так.
Ду-ду, ду-ду – Будем дуть с тобой в трубу.
Би-би, би-би – На машине едем мы.
Динь-дон, динь-дон – Это колокольный звон.
В течение года постепенно отрабатывается произношение почти всех звуков русского языка, кроме групп звуков позднего онтогенеза. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И и простых по артикуляции согласных: М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д.
Пример, работа со звуком А проводится в 3 этапа.
1 этап: уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука А (проводится как часть занятия)
Игра «Кормление птенцов».
Дети сидят на стульях лицом к воспитателю, а он показывает им картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов, и говорит: «Сейчас мы поиграем. Вы будете птенчиками, а я– мама-птичка. Птичка принесла зернышки, а птенчики открыли рты. Съели зернышки и закрыли рты». Дети выполняют эти движения.
2 этап: уточнение произношения звука А, развитие силы голоса
Игра «Успокой куклу» (проводится как часть занятия)
Дети сидят на стульях полукругом. У воспитателя в руках кукла. Кукла плачет, надо ее успокоить. Посмотрите, как я покачаю свою куклу (укачивает куклу, произнося звук А). А теперь вы покачайте. Дети по очереди укачивают куклу, произнося звук А.
3 этап: воспитание четкого произношения звука А в словах, развитие фонематического слуха
Игра «Чудесный мешочек» (проводится как целое занятие).
Воспитатель показывает детям красивый мешочек с предметами или картинками, в названиях которых есть звук А. Первый предмет достает сам и, показывая его детям, называет четко и громко, выделяя звук А. Потом по очереди достают дети и, показывая всем, громко называют, произнося звук А длительнее других звуков.
Средний возраст (4-5 лет).
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного их компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем. Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из 4-5 слов. Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Развивают мелодико-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ и языка (более сложные артикуляционные движения).
В средней группе проводится отработка следующих звуков: Н, Т, Д, К, Г, Х, Ы и группа свистящих звуков. Отработка этих звуков проходит также в 3 этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения данного звука, закрепление произношения данного звука.
Кроме того, в средней группе воспитатель проводит с детьми игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры систематически проводят со всей группой в течение года.
В средней группе дети должны научиться:
- Понимать термины «слово» и «звук»;
- Понимать, что слова бывают длинными и короткими;
- самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивать в них нужные звуки;
- Понимать, что слова состоят из звуков и даже определять на слух гласные и согласные звуки, мягкие и твердые;
- И даже определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце слова).
Игра «Волшебный экран».
Задачи этой игры познакомить детей с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов и четко их произносить.
Перед вами волшебный экран, на нем ничего нет. Я произнесу волшебные слова «Раз, два, три, покажи» и на экране появится картинка. Вы должны внятно, четко проговаривая каждый звук, произнести слово, которое обозначает картинку. Повтори ты тихо, ты громче. Давайте повторим хором, медленно, быстро.
Вы четко и правильно называли слова. В процессе называния самых различных предметов у детей формируется понятие о том, что «слово» – это название любого предмета, в дальнейшем действия и качества. Таким образом дети начинают понимать термин «слово».
Помимо того, что дети умеют называть, подбирать слова, мы учим сравнивать слова по протяженности, то есть определяем, какие длинные, а какие короткие.
Игра «Длинный - короткий».
Приготовьте руки, давайте поучимся измерять длину слова (кот, виноград). А теперь вы будете измерять длину слова (мяч, магазин и т. д.)
А сейчас предлагаю игры по звуковой культуре речи.
В начале года не все дети четко произносят свистящие, шипящие и соноры. Поэтому мы даем упражнения с простыми звуками, которые дети четко произносят.
Игра «Поймай звук»
В этой игре мы учим детей понимать термин «звук», слышать нужный звук в слогах, словах, развивать фонематический слух.
Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук М, хлопните в ладоши, поймаете его (аналогично в слогах и далее в словах).
Можно усложнять задания, ловить только те слова, где звук М стоит в начале слова (в середине, в конце).
По мере того как дети овладевают произношением сложных звуков, мы в игры включаем и эти звуки.
Игра «Кто в домике живет?»
Учить детей подбирать слова со звуком С.
Нам надо расселить животных в домик. Только в домике будут жить животные, в словах которых слышим звук С. Назовите, кто может жить в домике. Произносите слова четко, правильно.
Когда дети научились выделять звук в слове, мы учим находить место звука в слове. Для этого используем схемы.
Игра «Найди место звука в слове».
Я буду вам называть слова со звуком А, а вы должны на схеме показать фишкой место звука в слове (в начале, в середине, в конце).