Татьяна Химочкина
Социальное проектирование в ОО как эффективная форма воспитания социальной активности, патриотизма школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кировский сельский лицей»
«Социальное проектирование в ОО как эффективная форма воспитания социальной активности, патриотизма школьников»
Подготовила: Химочкина Т. И. ,
Учитель истории и обществознания
ЭПИГРАФ: Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие
- самая трудная вещь на свете.
Публикация «Социальное проектирование в ОО как эффективная форма воспитания социальной активности, патриотизма школьников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
И. Гёте
Любое государство стремится воспитать молодых людей достойными гражданами и патриотами своей Родины. Ему нужны смелые, грамотные, настойчивые люди, которые могут поставить цель, достичь ее, предвидя результаты своей деятельности и отвечая за них, которые способны активно взаимодействовать друг с другом.
Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что на данный момент патриотическое воспитание и поиск средств и технологий, соразмерных этому процессу является актуальным.
Одной из таких технологий является технология социального проектирования. Мы понимаем проектирование как деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей. Также проектирование является таким видом деятельности, который удовлетворяет потребности современного ребёнка.
Во-первых, благодаря взаимодействию «ребенок-ребенок» рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности.
Взаимодействие «ребенок-взрослый» осуществляется многопланово: педагог, родители в проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Социальное проектирование – это активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта.
Существует множество воспитательных организаций, в которых происходит социализация и формирование общественно-ценного опыта. К таковой относится и школа. Как известно, в школе практикуются различные формы и методы социализации учеников. Но если ставить цель воспитания у детей гражданской позиции, правосознания, развития способности самостоятельно мыслить и действовать, готовности участвовать в общественно значимых инициативах, то здесь, пожалуй, наиболее эффективным методом является именно социальное проектирование.
При этом важно отметить, что работа по патриотическому воспитанию учащихся проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания школьников. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников. Только при правильном учете методологической обусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболее существенные характеристики как принципа коммунистического воспитания. Мне кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя.
Одним из важнейших принципов работы педагогов любого учебного заведения стал принцип ориентации школьников на Отечество как на ценность, поскольку, именно чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его прошлое, настоящее, будущее. Поэтому наша задача – воспитать у учащихся не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей – семьи, родителей, отчего дома, города, в котором живешь. В современных условиях молодежь не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоней за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей (чувства патриотизма, норм морали, духовности, ослаблению роли семьи. В сознании и поведении молодых формируются стандарты и идеалы потребителя. А патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Именно поэтому школа как социальный институт, решая задачи обучения и воспитания, должна помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, в первую очередь – гражданственности и патриотизма.
Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно, сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация индивида, при этом условии, что ей присущ дух уважения и бережного отношения и к своему историческому прошлому, и к мировому культурному наследию. Общеизвестна формула : "Патриотами не рождаются – патриотами становятся". Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут.
Социальное воспитание, нацеленное на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, в том числе в личностно-кризисных ситуациях, решает различные социально-педагогические проблемы, в том числе проблемы патриотического воспитания. Применение в практике социального воспитания, направленного на патриотическое становление личности с помощью проектного метода, позволяет педагогам организовать личностную причастность учащихся к объекту их исследования, раскрыть творческий потенциал учащихся, формировать ответственность за себя и других; в том числе способствует развитию интереса к социально значимой деятельности, формирует основы понимания общечеловеческих принципов и ценностей и их принятие в процессе реализации проекта, развивает интерес к исследовательской и проектной деятельности. Проекты ориентируют на достижение конкретных результатов, что помогает оценить эффективность проделанной воспитательной работы. Важно заниматься не только правовым, но также и социальным формированием личности ребенка, учитывая закономерности, которым он подчинен.
Целесообразность применения метода проектов состоит в том, что он объединяет большое количество детей и взрослых, способствует формированию активной гражданской позиции, налаживанию отношений сотрудничества и сотворчества. Реализация проектов позволяет создавать базу для формирования и развития управленческих качеств личности.
Одним из примеров социального проектирования можно назвать проект «Вечно живые», реализованный на территории п. Лазаревский учащимися 10 класса под руководством Мишкиной Л. Г. в 2010 году к 65-летию Великой Победы.
Учащиеся нашей школы ведут большую работу по сохранению мемориала в хорошем состоянии. Каждый год там проходят торжественные линейки, встречи с ветеранами войны и труда. Учащиеся школы в дни торжеств возлагают живые цветы к мемориалу. В Дни Победы, 9 мая, ежегодно проводятся митинги.
Идея проекта состояла в том, чтобы пополнить списки воинов-земляков, ушедших на войну и не вернувшихся в родной поселок, а также установить мемориальные доски, где будут высечены эти имена. Таким образом, проявляя свою гражданско-патриотическую позицию, ребята решили сохранить поименную память наших односельчан.
Первым шагом проектной деятельности стало проведенное анкетирование среди учащихся МКОУ КСОШ, в котором приняли участие 95 учащихся.
Анкетирование состояло из трех основных вопросов и дало следующие результаты:
1. Какими качествами должен обладать гражданин своей Родины?
2. Как вы относитесь к установлению мемориальной доски с именами погибших воинов-земляков в годы Вов?
3. Хотелось бы тебе принять участие в реализации проекта Я – Гражданин Калмыкии?
Результаты были обработаны и проанализированы.
-81% учащихся считают, что настоящий гражданин должен осознавать долг перед Родиной, заботиться об интересах Родины, уважительно относиться к историческому прошлому Родины, своего народа, проявлять гражданские чувства и преданно служить своей родине.
- 96% опрошенных, считают, что пополнение списков погибших воинов земляков во время Вов и установка мемориальных досок необходимы и относятся к этому положительно.
- На вопрос о собственном участии положительно ответили 74%
- 15% - ответили отказом;
- 11% - затруднялись с ответом.
Из вышесказанного следует, что большинство учащихся лицея имеют твердую гражданскую позицию, уважительно относятся к историческому прошлому Родины, своего народа. Также большинство хотели бы, чтобы обелиск был обновлен. Поэтому дети продолжили свою работу по проекту.
Вторым шагом работы над проектом стала исследовательская деятельность, направленная на пополнение списков воинов-земляков, погибших и не вернувшихся с войны. Ребятам предстояло выяснить ФИО, дату рождения, дату гибели, место гибели воинов. Учащимися была проведена большая работа по созданию и обновлению Книги Памяти, а затем и создание и установка памятных плит на мемориале. Все участники получили положительный жизненный опыт, удовлетворили потребность в общении со сверстниками, активизировали коммуникативные навыки. Также деятельность по проекту способствует проявлению гражданской активности и позиции, что, в свою очередь, формирует нравственные качества у учащихся школы.
Третий шаг заключался в поиске социальных партнеров, разделяющих идею учащихся и готовых принять участие в восстановлении обелиска. Ими стали родители, коллектив школы, жители поселка, индивидуальные предприниматели, глава Лазаревского СМО Комардин С. Н.
Далее учащимися совместно с партнерами проекта были установлены плиты с именами погибших воинов-земляков, а 9 мая 2010 года состоялось торжественное открытие памятных плит.
Данный проект был отмечен на республиканской акции «Я- гражданин России», где ребята давали интервью и делились своими впечатлениями.
Участники проекта не просто остались довольны результатами проделанной работы, а их переполняла гордость о том, какой след они оставили в памяти своих односельчан.
По итогам реализации проекта было обнаружено, что знания учащихся улучшились в области истории, в частности истории Великой Отечественной Войны и истории родного поселка повысились.
Большой опыт гражданской активности и патриотизма в социальном проектировании получили ребята нашей школы, реализуя проекты, «Времен связующая нить», «Маленькая страна», «Книга Памяти» и др.
Социальный проект «Времен связующая нить…» предусматривал реконструкцию школьного музея (капитальный ремонт помещения, замена входной двери, обновление стендов, оформление и изготовление баннеров). Данный проект был реализован благодаря высокой гражданской позиции учащихся, коллектива школы и родителей учащихся. Ребята с большим энтузиазмом осваивали систему делового общения с представителями общественных организаций, упорно привлекали других учащихся и родителей. Руководитель умело подводил ребят к тому, что преодолеть трудности возможно, только тогда, когда есть сила духа, вера, надежда и главное чувство коллективизма. Высокую оценку заслужили ребята, только потому, что школьный музей был, не просто реконструирован, но и наконец-то орел «постоянное место жительство». Гости торжественного открытия обновленного музея, отметили важность проекта не только для школы, но и для поселка, и главное оценили высокий уровень патриотизм подрастающего поколения. По итогам муниципальной акции «Я гражданин Калмыкии» команда учащихся заняла 2 место, а в республике проект отмечен дипломом.
Сегодня наш музей привлекает не только учащихся нашей школы и жителей поселка, но и ребят из других школ, гостей школы.
Таким образом, технология социального проектирования является эффективной, именно благодаря ей оказалось возможным создание условий для достижения поставленных целей патриотического воспитания : воспитания гражданской позиции школьников, совершенствование социально-значимой деятельности детей и взрослых, формирование гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Проектная деятельность дает каждому школьнику возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, школы. Понимание того, что «я могу сделать сам и не только для себя», больше всего воодушевляет ребят. Метод проектов способствует становлению детской личности, характеризующейся яркой потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои возможности в реальном деле. Сделанное собственными руками особенно дорого, а добытое знание, пропущенное через сознание в процессе поиска решения, становится бесценным кладом в багаже знаний каждого человека. Социальное проектирование – школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность она способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими –– важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.