Анастасия Рыбина
Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества в рамках реализации образовательных стандартов
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей, не создано единое сообщество «семья – дети – педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования.
Публикация «Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества в рамках реализации образовательных стандартов» размещена в разделах
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной. Становится всё более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности дошкольных образовательных учреждений невозможно без эффективности сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху.
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с педагогами именно родители. Они оценивают характер и стремление педагога работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и педагога, умение и желание взаимно сотрудничать.
К сожалению, не все родители откликаются на желание педагога сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями и именно это непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на хрупкие плечи ребенка.
Поэтому первоначальным этапом в своей работе, я начала с определения и постановки перед собой основной цели и задач.
Цель: установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и детскому саду.
На основе поставленной цели, я определила ряд задач:
Задачи:
• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
• Разработать и внедрить в практику разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада, педагога и семьи.
• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
• Способствовать активному включению родителей в воспитательно –
образовательный процесс детского сада.
Содержание своей работы с родителями я реализую через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяю на:
• коллективные: это родительские собрания, круглые столы.
• индивидуальные: это беседы, консультации, разработка
буклетов и т. д.
• наглядно - информационные: это разнообразные выставки,
стенды, папки - передвижки и т. д.
К нетрадиционным формам организации общения с родителями отношу :
• информационно - аналитические. Сюда входит выявление
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Провожу их с помощью социалистических опросов, анкетирования.
• Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
• Наглядно - информационные - ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей: информационные публикации для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
• Досуговые - становление эмоционального контакта между
педагогами, детьми: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п.
Так же в своей педагогической практике я использую различные виды наглядности: уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ; Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками. Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, группе. Изучение семьи ведется последовательно, системно. На данном этапе я использую наиболее распространё нные методы: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей. Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями. Я заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать, в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению, данной группе.
Для наблюдения я использую специальные ситуации, которые помогают мне глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми, например совместный труд - приглашаю родителей для оказания помощи в ремонте группы. Выявляю творческих родителей и детей в группе путем приглашения принять участие в смотрах-конкурсах, различных мероприятий или чаепитий.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому первоначальным этапом является подготовка к родительскому собранию, которое начинается задолго до его проведения. Провидя уже не одно родительское собрание, я обратила внимание на то, что родители, в принципе, не с особым желание хотят посещать данное мероприятие или оно проходит в очень натянутой обстановке, каждый родитель, по большей степени, занят своими мыслями. Поэтому я решила немного изменить данную форму проведения, а именно накрыть сладкий стол и преподнести родителю чашечку горячего чая или кофе. Конечно, на первых этапах родители очень стеснялись, по большей части отказывались, но с каждым проведенным родительским собранием союзников «отведать чашечку горячего чая» становилось все больше и больше. Родители, теперь, именно родители стали оформителями чаепития в родительском собрании. Хочу отметить, что форма проведения осталась на прежнем уровне, но вот метод проведения, очень сблизил родителей между собой, и что самое главное, сблизил педагога и родителей.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди!
В моей группе является традицией проведения таких праздников как
«Новый год, 8 Марта, Осенины, День Матери, Выпускной, День Защитника Отечеств, День Победы», «Вкусняшки от поваров», «Масленица» и др., а так же множество развлечений: «Битва хоров», «Танцы KIDS», и т. д.
В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями, а так же украшение групп и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Воспитанники группы совместно с поварами детского сада подготавливали угощения для своих родителей. Так одной из традиций моей группы стало проведение чаепития к празднику «Масленица». Воспитанники, совместно с педагогом и поварами детского сада готовили блинчики, а вечером с огромным нетерпением ждали своих родителей и угощали их.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы «Конкурс чтецов», «Мастерская Деда мороза», «Мамы золотые руки» и др. Участвуя в них, родители вместе с детьми раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили оздоровительные мероприятия, как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. На данном этапе работы с родителями, присоединяются специалисты детского сада.
Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», и др.
Наладив тесный контакт с семьями родителей, я стала отмечать наибольшую активность родителей в жизни группы. Родители с наибольшим интересом включались в жизнь группы, интересовались будущими совместными мероприятиями. Так в преддверии мероприятия «День матери» посетила идея о необычном представлении наших мам, а именно исполнение танца, самими мамами. Конечно, отрицательных ответов услышано не было. Под руководством педагога и педагога-хореографа, мамы принимали активное участие в постановке танца. Воспитанники с огромным восторгом смотрели на своих мам, их глаза горели от гордости, это еще больше сблизило семьи и что не мало важно сблизило педагога с родителями семей.
Начиная с группы среднего возраста, я очень тесно сотрудничаю с родителями, организация номеров, совместные походы к вечному огню, совместные посещения городских мероприятий, постановка номеров, все это сложилось в определённую систему в работе с родителями, родители стали более активными участниками встреч и помощниками педагога.
Завершающим этапом моего тесного сотрудничества с родителями, на пороге выпускного вечера, была съемка видеоролика, при участии самих родителей. Родители окунулись в жизнь детского сада на уровне своих собственных детей. Они раскрыли себя с совершенно другой стороны, я увидела, что за масками серьезности, некой усталости, в конце рабочего дня, таится все та же детская непосредственности, ребячество.
На сегодняшний день можно сказать, что взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.