Татьяна Крючкова
«Социально-психологический тренинг с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.
Цели: обучать умению слушать и слышать другого.
Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
Развивать способность делиться своими переживаниями.
Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
Публикация «„Социально-психологический тренинг с детьми“» размещена в разделах
Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Развитие чувства мы, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
Стратегии и методы достижения цели:
Используются методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными "волшебными" средствами понимания.
Словесные, подвижные и релаксационные упражнения. Рисование. Проигрывание психогимнастических упражнений. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами, словесными, творческими, физическими.
Анализ и инсценировка различных психологических этюдов. Игровые упражнения позволяют участникам привыкнуть друг к другу, адаптироваться в новой среде.
Результаты реализации программы:
Дети познакомились с разными способами общения, научились взаимодействовать и понимать настроение другого. Сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
Понимать и описывать свои желания и чувства, сравнивать эмоции.
Контролировать свои эмоциональные реакции.
Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.
Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.
Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития. Занятия рассчитаны на старших дошкольников, проводятся раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20-30 минут. Тренинг рассчитан на 7 занятий.
Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.
Тренер группы должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение. Организатор создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.
Занятие 1. Все люди разные.
Цель: развитие внимания к окружающим людям. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Занятие 2." Понимаю других - понимаю себя".
Цель: развивать умение слушать собеседника, развитие наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
Занятие 3. Волшебные средства понимания. Интонация.
Цель: знакомство с интонированием речи. Развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
Занятие 4. Волшебные средства понимания: мимика.
Цель: знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
Занятие 5. Я твой друг и ты мой друг.
Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Развитие понимания настроения другого, развитие эмпатии.
Занятие 6. Я понимаю тебя.
Цель: развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого. Развитие навыков культурного общения.
Занятие 7. Как хорошо быть волшебником.
Цель: развитие творческого воображения и непосредственности в общении.
Предлагаемый тренинг построен в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учит прежде всего пониманию, принятию, признанию. В ходе работы в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе ролевых игр, отработки способов общения, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.
Список используемой для программы литературы.
1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб: Издательство «Речь», 2005г.
2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М., Издательство «Книголюб», 2003 г.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Общение с ребенком. Период дошкольного детства. СПб: Издательство «Речь», 2003 г.
4. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников. М., Издательство «Книголюб», 2007г.
5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Тропинка к своему Я. М., Издательство «Генезис», 2012 г.
6. Хоумер Л. Игровая терапия, как способ решения проблем ребенка. М. ,» Генезис», 2001г.