МААМ-картинки

Социально-нравственное воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

юлия цховребова
Социально-нравственное воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Социально-нравственное воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Именно в детском саду закладываются основы формирования в ребенке чувства патриотизма. Дошкольный возраст, самый сензитивный период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Задача нашего коллектива является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,дому,детскомк саду,улице,городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)4 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занимательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Исходя из этого, необходимо интегрировать все образовательные области:

Таблица 1

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область Интеграция

«Здоровье» Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

«Безопасность» Обсуждение с детьми правила безопасного поведения в городе во время прогулок, экскурсий.

«Труд» Посильная уборка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе.

«Чтение Художественной литературы» Чтение произведений о малой родине.

«Социализация» Участие в социально – значимых событиях, происходящих в городе.

«Художественное творчество» Рисование пейзажей родного города, беседа о прикладном искусстве Урала.

«Музыка» Разучивание песен о городе, разучивание русских народных танцев.

«Коммуникация» Составление рассказов о семье, родном доме, городе.

«Познание» Высаживание цветов в городе, участие в проектной деятельности.

«Физкультура» Разучивание с детьми русских народных игр.

В течение этого учебного года наш коллектив работал над созданием в ДОУ системы нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Так как это являлось нашей годовой задачей. В своей работе мы использовали различные формы и методы воспитания патриотических чувств у ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие активной деятельностной позиции:

- непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях;

- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

- просмотр слайдов и видеофильмов о городе;

-празднование событий, связанных с жизнью города;

-посещение музеев города;

-создание в группе уголка краеведения, в котором собраны такие альбомы, как «Озера Урала», «Достопримечательности Миасса», «Моя семья живет в Миассе», «Известные люди Миасса». Здесь же представлены книги миасских поэтов, легенды и придания о Миассе, открытки с изображением Миасса, карта города, иллюстрации с символикой нашего города. А так же коллаж озера Тургояк и макет улицы Пролетарской, расположенной в одной из старейших частей нашего города. Нравится ребятам играть в такие игры как «Город мечта» и «Путешествие по Миассу», где используется плоскостное моделирование.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Для достижения этой цели мы использовали с детьми ситуативные беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Мое имя», «Мой детский сад». В среднем и старшем дошкольном возрасте совместно с родителями была организованна проектная деятельность на такие темы как: «Моя улица», «Мой город», «Профессия моих родителей», «Птицы нашего края», «Озера Урала», эта работа успешно отразилась в нашем уголке краеведения.

Чем старше становятся дети, тем разнообразнее может быть работа по воспитанию у них патриотических чувств. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Миассу, в прошлое и. т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. В течение года мы отмечали такие праздники, «День города», «День матери», «День пожилого человека».

В результате работы нашего педагогического коллектива стало то, что у детей преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем микрорайоне, дети стали проявлять любознательность по отношению к родному городу, они с удовольствием включаются в проектную деятельность по данной тематике, родители не остаются равнодушными к нашим просьбам и всегда стараются идти к нам навстречу. Ведь как говорил А. С. Макаренко «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают бедующую историю нашей страны и, значит, и историю мира».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация на тему «Формирование в детях чувства патриотизма и любви к родному краю, городу» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-нравственное воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия цховребова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД