Екатерина Мальцева
«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МОЙ ГОРОД РОДНОЙ
На этой большой планете
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный.
В тенистой дали лесной
Моя Лебедянь, как невеста,
В цветущих садах весной.
А где-то дымят заводы,
И поезд бежит по рельсам.
Ах, как это всё знакомо,
Знакомо с рожденья, с детства.
И синее небо в мае,
А в августе - золотое
Над милым для сердца краем,
Любимое и родное.
И если вдали от дома
Я буду когда-то где-то,
То поздней весною вспомню,
Публикация «„Славный город Лебедянь“, Проект по краеведению в старшей группе» размещена в разделах
- Лебедь. Все о лебедях
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В мой город приходит лето.
(по мотивам стихотворения Н. Россохиной)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Продолжительность проекта : ДОЛГОСРОЧНЫЙ
Участники проекта : ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ,
ВОСПИТАТЕЛИ
Образовательные области:
• Социализация
• Коммуникация
• Познание
• Труд
• Художественное творчество
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Воспитание гражданина и патриота своей страны;
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города.
Воспитание чувства гордости за город, в котором живем.
Обобщить и систематизировать знания о родном крае,
познакомить с краеведческим музеем г. Лебедянь.
Расширение детского кругозора.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальностью.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу.
Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Лебедяни.
Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику.
Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.
Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Задачи образовательных областей:
Социализация
-развитие игровой деятельности детей;
- формирование гендерной, семейной принадлежности, гражданских, патриотических чувств.
Коммуникация
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.
Познание
- создать условия для реализации проектной деятельности;
- продолжать обогащать знания детей о родном крае.
Труд
- формировать представления о труде взрослых в нашем городе;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду.
Художественное творчество
- развивать продуктивную деятельность детей;
- приобщать к изобразительному искусству (на примере местных художников)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Проживая в городе Лебедяни, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; известных личностей нашего края;
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Первый этап - подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап - реализация проекта.
Тематический план работы по ознакомлению детей
с родным краем
Третий этап – презентация проекта.
Оформление альбома о городе
Проведение открытого обобщающего занятия «Моя малая Родина»
План мероприятий к проекту «Славный город Лебедянь»
Путешествие по фотографиям
Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки)
Знакомство с достопримечательностями города, района.
Экскурсия в краеведческий музей.
Рисование на тему «Мой город»; «Мой дом».
Выставка детских работ.
Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе
Знакомство с историей города на основе материалов музеев (краеведческий, ж. д. транспорта).
Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.
Целевые прогулки:
По близлежащим улицам.
В парк.
К дому Игумнова.
Экскурсия в краеведческий музей
Беседы o «Лебедяни – частичке России» :
«Чем славится Лебедянь?».
«Наши родители работают на заводах».
«Улицы, по которым мы ходим».
«Дон-батюшка».
Занятия:
Познавательное занятие «Наш город».
Познавательное занятие «Что мы знаем о заводах нашего края?»
Познавательное занятие «Известные люди нашего края»
Встречи с интересными людьми:
Встреча с дедушкой (директором завода СОМ)
Встреча с работником машиностроительного завода
Встреча с работником молочного завода
Викторина:
«Знатоки родного города»
Праздники:
День города.
Чтение художественной литературы:
В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
Н. Россохина. На этой большой планете…
А. Прохоров. В гостях у бабушки Видявы.
Н. Забила. Путями-дорогами.
o В. Степанов. Наш дом.
Оформление альбомов :
«Мы живем в Лебедяни».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Наша улица»
Изготовление макета «Лебедянь вчера и сегодня»
Изготовление коллажа «Заводы Лебедяни»
Рисование «Что мы видели в музее?»
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» города.
Реализация проекта
Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Лебедяни (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создаёт условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.
Обеспечение:
1) Волынчиков Н., Никитина С., Черменский П., Лебедянь, Липецк, 1962;
2) Рудаков Л. Е., По следам легенд. Очерки по истории городов и памятников архитектуры Липецкой области, 3 изд., Воронеж, 1986
3) Акимов В. В.
"Лебедянь. От А до Я" Липецк, ООО "ИГ "ИНФОЛ", 2005.
4) Барков Р. Н., Карандеев Ю. Т.
"География Лебедянского района", 2007 г.
5) Волынчиков Н. В. "Город Лебедянь" Воронеж. 2007 г.
6) Кривошеин Н. В., Первицкий Ю. П.
"История Лебедянского края (1605-2007).
Хронологический справочник"Липецк. 2008 г. 192 с.
7) Гамаюнов А. И., Клоков А. Ю. Найдёнов А. А.
"Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии.
Лебедянский район. Часть I" Липецк. 2009.
8) Волынчиков Н. В.
"Лебедянские ратоборцы" Воронеж, 2010 г.
9) Кривошеин Н. В., Рыжков Ю. А.
«Петр Николаевич Черменский:
жизнь и деятельность выдающегося краеведа». Москва, 2011 г.
10) Кривошеин Н. В.
«Лебедянское скаковое общество.
История, участники, документы» Москва, 2011 г.
11) Акимов В. В., Низовский А. Ю.
"Лебедянь. Визитная карточка". Воронеж, 2012 г.
12) 150-летию основания Троекуровской обители посвящается Авторы: А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов
Издание 4-е. Липецк. 2007 г.