Ирина Шалимова
Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс
Основа и необходимое условие воспитания культуры и норм поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса. Исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога. В процессе формирования умений и навыков проведения важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения.
Публикация «Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы» размещена в разделах
Задача педагогов в ДОУ не только дать каждому ребёнку знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения, но и способствовать их осознанному пониманию, умению пользоваться ими в повседневной жизни.
В своей группе мы стараемся создать благоприятный климат для восприятия понятий, как положительных (сопереживание, справедливость, порядочность, так и отрицательных (жадность, лень, хвастовство) во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в повседневной жизни, на прогулке, за столом во время еды, в спальне когда дети ложатся спать просыпаются (просыпаются) и объяснить детям как правильно нужно себя вести, в той или иной ситуации.
Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Закрепляя какое либо правило, целесообразно использовать картинку, художественное произведение. Поможет и улыбка, шутка воспитателя.
Играли в дидактическую игру: «Чем можем - поможем». Рассматривали большие картинки, на которых нарисованы сюжеты: «уборка в группе», «убираем снег на участке», «дежурство в столовой», подбирали к ним маленькие карточки. Открывая маленькую карточку обговаривали: «Что делают дети?», «Дети убирают игрушки», «ребята убирают снег», «накрывают на стол». При ответе раскладывали маленькие карточки к большим, подходящим по сюжету. Тот, кто первым собрал все четыре карточки, считается выигравшим. Рассматривали серию картинок «Как нельзя себя вести» в определённой ситуации. Запланировали прочитать главу «в большой книги правил поведения для воспитанных детей» главу 2 «как вести себя в детском саду?» Рассматривали картинки, обговаривали ситуации.
В свободной игровой деятельности воспитатель наблюдая за играми детей учит делиться игрушками, не жадничать, уметь их попросить друг у другу, благодарить. Взрослый даёт оценку действиям детей. Например: Юра, играя в «автобус» хотел быть шофёром, но он не стал отбирать руль у Паши, а попросил: «Паша, дай руль. Я - шофёр», и не забыл поблагодарить друга, за то, что тот уступил роль шофёра. Воспитатель похвалила мальчика. После игры, Юра и дети группы в других ситуациях стараются вести себя вежливо, но правда не всегда получается. Часто напоминаем. Играйте дружно.
Драться нельзя.
Вы - друзья.
После игр дети всегда убирают за собой игрушки, замечают непорядок в игровом уголке. У каждой игрушки есть своё место. Если дети что-то не так убрали, воспитатель задаё т вопрос: «где стоят машины?» «где лежат кубики?», «положи карандаши в шкаф». «Убери аккуратно. Молодцы!» Во время коллективных игр дети часто начинают ябедничать друг на друга. Дети понимают, что ябедничать- некрасиво, тех кто ябедничает, называют ябедой. В процессе игры устанавливаются доверие, доброжелательность, проявляется желание играть и заниматься сообща, оказывать друг другу помощь (в процессе самообслуживания, игры или труда, когда один ребёнок помогает другому выполнить какое- либо действие- застегнуть пуговицу, сложить строительный материал, и т. д.). Антон, помоги Маше. Антон- молодец! Помог Маше. В этом возрасте значительно расширяется возможность ребёнка в помощи сверстникам. Он уже может объяснить, куда надо убрать игрушки, как правильно сложить пазлы. Такая помощь особенно важна для воспитания доброты, дружелюбия, взаимной выручки; для достижение при этом результата доставляет обоим радость, сближает их.
При благоприятных условиях воспитания, когда ребёнок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи – влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Растёт желание ребёнка посочувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен всемерно поддерживать стремление ребёнка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу.
Так ребё нок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, старается поступать так чтобы его уважали и любили товарищи. Например: когда дети уходят на выходные дни домой они никогда не забывают попрощаться. Прощаясь с друг другом они не только говорят «пока», но и обнимают детей и воспитателя. Многие дети научились здороваться и прощаться не только с сотрудниками группы, Но и со всеми кто работает в нашем учреждение «Пока, тётя Света – врач». Каждый день мы обращаем на внешний вид ребёнка. И дети тоже замечают непорядок в своей одежде и одежде товарища.
В старшей группе немаловажное значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда воспитатель сам является образцом для подражания: показывает не только приёмы работы, но и пример отношения
к труду и поведения в труде. В начале года мы ввели дежурство в столовой и подготовку к занятиям. Дежурство детей расписано по дням неделям. Утром мы читаем плакат и вспоминаем кто сегодня дежурный. Например: Сегодня дежурный – Антон Чернышов и Коля Сурайкин. Они помогают воспитателю подготовить рабочие места к занятию. Разложить краски, налить воды в стаканчики и после занятия всё аккуратно убрать. В столовой : разложить каждому ложку и после еды убрать посуду со стола. При приё ме пищи дети также вспоминают про правила: Ешь аккуратно.
Не стучи ложкой.
Вытри рот салфеткой.
Навыки самоорганизации у детей ещё недостаточно сформированы, поэтому, предложив общее задание, воспитатель каждому ребёнку индивидуально даё т поручение: Разложи краски на стол. Налей воды в стаканчики. Во второй половине года по мере совершенствования навыков воспитатель усложняет работу дежурных. В столовую дежурные идут раньше других, помогать няне накрывать на стол. После приёма пищи вытирают со стола.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно. После обеда дети готовятся к сончасу.
Развешивают аккуратно одежду на стульчиках, в спальне расстилают и застилают аккуратно постель. Воспитатель обращает внимание: Аня, аккуратно застелила постель. Молодец! У Лизы неаккуратно, помоги Лизе. Дети охотно помогают друг другу. Метод поощрения имеет большое значение. Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.
Таким образом, когда ребёнок овладевает нормами поведения – это способствует у него твёрдых нравственных привычек. Помогает становлению взаимоотношению со сверстниками, воспитанию, организованному поведению. Нормы дают направление деятельности, по мере их усвоению нужными самому ребё нку: он начинает ими пользоваться опираться на них.