Елена Сатышева
Конспект занятия «Сказочный Палех»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Программное содержание:
Материал:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Палеха
Заготовки «перо» (полоски картона подготовленного в технике “граттаж”)
Палочки для процарапывания,
Презентация
Музыкальное сопровождение
Жар-птица на ватмане.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект занятия „Сказочный Палех“» размещена в разделах
1. Закрепить знания детей о народном творчестве, видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, палехская миниатюра) с их характерными особенностями.
2. Развивать умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора.
3. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
4. Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
3. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Формировать интерес к общению между взрослыми и детьми, способствовать осознанию того. Что старшее поколение является носителем житейского опыта, мудрости, мастерства.
4. Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров.
5. Воспитывать умение работать в группе, в парах, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие:
1. Активизировать словарный запас словами:
Существительные: сказка, село, промысел, мастер, качества, Дымково, Хохлома, Гжель, Палех, палешане, Жар Птица, перо, половинка, символ, счастье, удача, желание, флаг, герб, узор, элемент, роспись, сюжет, шкатулка, брошь, миниатюра, краски, кисти, лак, мастерская, техника, «граттаж» .
Глаголы: украшать, расписывать, покрывать, любоваться, обладать, трудиться, рисовать, учиться, стараться, расколдовать, блестит.
Прилагательные: палехская, гжельская, дымковская, хохломская, внимательные, старательные, умелые, трудолюбивые, аккуратные, усидчивые, ответственные, творческие, необыкновенная, красивая, волшебное, удивительные, чудесные, замечательные, одинаковые.
2. Закрепить умение отвечать на вопрос полным предложением.
3. Развивать связную, грамматически правильную речь, закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию чувства прекрасного.
2. Развивать способность видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
3. Воспитывать умение воспринимать музыку, художественную литературу, фольклор.
4. Развивать способность сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Развивать самостоятельную творческую деятельность.
6. Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования (граттаж).
Физическое развитие:
1. Профилактика нарушений осанки, снятие мышечной усталости.
2. Развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа
:
1. Знакомство детей с русскими народными промыслами: рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек.
2. Беседы с детьми о русских народных традициях.
3. Работа с раскрасками.
4. Чтение русских народных сказок, сказок Пушкина.
5. Знакомство с историей и достопримечательнос-
тями Ивановской области, городами Ивановской области.
6. Посещение Музея Ивановского ситца.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент, игра, рассказывание, вопросы, показ действий, использование тех. средств (видео, презентация, анализ.
Словарная работа:
Волшебная птица, сказочная, необычная, красочное оперение, жар-птица.
Дидактические игры:
«Сложи пазлы», «Угадай кто лишний».
Предполагаемые результаты:
1. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в рисовании.
2. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
3. Способны сопереживать.
4. Способны сотрудничать и выполнять исполнительские функции в совместной деятельности.
5. Обладают развитым воображением.
6. Проявляют ответственность за начатое дело.
7. Положительно относятся к обучению.
8. Эмоционально отзываются на красоту произведений народного и профессионального искусства (сказки, музыку, танцы, изобразительную деятельность).
9. Проявляет патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну.
[h3]Ход[/h3]
(Зал украшен изделиями народных промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства)
Дети рисуют за столом
1
Музыка и заставка из передачи «В гостях у сказки»
В. : Ребята! Вы любите сказки?
Дети: Да!
В. : Я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками- расписную сказку. Сегодня нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями. Ребята, а с каких слов начинаются сказки?
Дети: Жили были, В некотором царстве в некотором государстве, Давным давно…и т. д
В. : Правильно. Давайте присядем на коврик. И послушаем вот такую сказку:
Слайд – «Сказочный Палех»
СКАЗКА
В. : Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься… Прослышал о Марье- Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.
Слайд с Кощеем
Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе.
Слайд Жар Птица
Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково. – слайд с дымковской игрушкой
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей – игрушки. И расписывали их яркими красками)
Как называется эта роспись (показать перо) – Дымковская. Повторить по одному и хором.
Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.
Слайд с хохломской росписью
Как эта роспись называется? – хохломская
Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета) упало в городок Гжель. Как называется эта роспись? Гжельская. Слайд
А одно перышко золотое упало и на нашу землю. А как называется наш город? Иваново. А как называют жителей города Иваново? Какие есть города и села в ивановской области? …. В село Палех ивановской области упало самое красивое перо жар птицы и появились в нем с тех пор мастера, которые расписывают шкатулки, брошки, миниатюры. Слайд с палехской росписью.
2
В. : Ребята, а вы хотите поиграть с этими перышками?
Дети: Да!
Проходим к столам
Игра
Музыка «Белочка»
(Четыре пера. Столы с предметами разных промыслов. Надо распределить изделия по узору пера. Работа в парах.)
В. : Найдите себе пару. Каждой паре даю по перу. Вам надо выбрать изделия с той росписью, которая изображена у вас на пере.
Дети играют
Итог: проверить правильность, похвалить.
3
Беседа
(У столов, где играли)
В. : Ребята, а как зовут жителей Палеха?
Д. : – палешане.
(Предложить повторить нескольким детям и хором)
В. : А что расписывают палешане?
Д. : шкатулки, брошки, миниатюры и т. д. на черном фоне ярко красными, желтыми, оранжевыми красками.
В. : А затем покрывают чем?
Д. : Лаком.
В. : Правильно, поэтому они так блестят.
В. : Ребята, а что такое МИНИАТЮРА?
Д. : маленькая картина
Скажите, а что отличает палехскую роспись от всех остальных?
- черный фон
- покрыта лаком – блестит
- красные и желтые цвета
Ребята, а есть ли у палехской росписи какой-то определенный орнамент, повторяющиеся элементы. Как у дымки кольца, ягодки у хохломы?
Д. : НЕТ!
В. : Правильно. Палехская роспись – это сюжеты из жизни людей, русских народных сказок, былин, много сюжетов взято из сказок Пушкина. Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
А вы знаете, что изображено на гербе и флаге села Палех?
Д. : Жар-птица.
В. : Да. Она стала символом села палех.
Показать слайд на экране.
В. : А теперь давайте пройдем и сядем за столы.
Это перышко не простое, а волшебное. Сейчас оно перенесет нас в Палех и мы посмотрим, какие удивительные изделия создают палехские мастера.
Презентация
(Отнести перья на стол. чтобы их разъединили)
Беседа после презентации:
В. : Ребята, подберите красивые слова к тем изделиям. Которые мы видели на экране. Какие они?
Д. : Красивые, восхитительные (можем восхищаться ими, сказочные (как из сказки, удивительные (удивляют нас, необыкновенные, волшебные. Яркие, красочные, чудесные, прекрасные.
4
В. : А теперь давайте посмотрим, как же трудятся палехские художники в своих мастерских.
ВИДЕО
Взять перья со стола
Беседа после просмотра:
В. : Ребята, как вы думаете, чтобы рисовать такие удивительные картинки, какими качествами должны обладать мастера-художники? Вы обратили внимание, какие мелкие детали, тонкие линии прорисованы художниками.
Д. : Трудолюбие, усердие, старательность, внимательность,
аккуратность, усидчивость, ответственность, фантазия, умение доводить начатое до конца и т. д.
.
5
Игра “Найди себе пару”
(перо)
Под муз сопровождение «Полет шмеля»
В руках воспитателя разрезанные перья
В. : Ребята, пока мы с вами беседовали, любовались красотой палехских изделии, работой художников, Кощей Бессмертный заколдовал наши перья Жар птицы. Эти перья он разделил пополам. Мы сможем их расколдовать, если найдем половинку.
Выходите на середину ковра. Берите каждый по половинке пера. Сейчас мы с вами будем двигаться под музыку, а с остановкой музыки вы должны будете найти себе пару, т. е. одинаковую половинку пера.
Поменяться перьями и еще раз поиграть
6
А теперь давайте присядем на коврик, отдохнем.
В это время подготовить столы
Беседа
Жар птица у русского народа – это символ счастья, удачи.
В. : С древних люди верят, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье- яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Люди всегда хотят быть счастливыми. И если сильно захотеть, то птица счастья обязательно прилетит. Но не к каждому прилетает эта птица. Лишь туда прилетает она, где любят друг друга. А что такое по-вашему счастье?
(ответы детей)
Счастье у каждого человека свое. Но это не только вкусная еда. Красива одежда, вещи, игрушки. Счастье – это мир на земле, когда нет войны, когда родные люди здоровы.
Наше перышко не простое, а волшебное. Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и попробуем тоже сделать перо жар птицы, чтобы оно принесло нам счастье.
Так вот чтобы жар птица принесла нам счастье, нам надо загадать желание, но не простое. Вы можете попросить у Жар птицы только то, что нельзя купить в магазине. Потрогать руками. Это не может быть какой-то предмет. Сейчас подумаете все, а когда наши перья будут готовы, вы расскажете о своем желании вслух.
7
Пройдемте снова за столы
Чтобы рисовать как палехские художники. Нужно очень долго учиться, обладать многими качествами (усердие, трудолюбие, фантазия и т. д.) и все равно не каждый человек сможет создавать такие удивительные вещи. Но мы все равно прикоснемся к волшебству и сделаем перо необычным способом. Эта техника называется – ГРАТТАЖ или ЦАП-ЦАРАПКИ. У вас на столах лежат перья.
Мы будем процарапывать острой палочкой черную краску, а под ней появится другой цвет.
Давайте проведем вертикальную линию – это будет стержень пера. Затем нарисуем вверху круг и внутри его снимем всю черную краску. А теперь от стержня проведем косые линии справа и слева.
Самостоятельная творческая деятельность детей под спокойную лирическую музыку. Воспитатель подходит к каждому, по необходимости помогает. Воспитатель тоже процарапывает свое перо и загадывает желание.
Выполнение работы
(По окончании работы.)
В. : Какие красивые перышки получились у нас.
А вот и сама Жар Птица прилетела к нам в сад.
(повернуть и вынести на середину мольберт)
А теперь каждый приклеит свое перо к хвосту нашей Жар Птицы и скажет вслух свое желание. Оно должно начинаться со слов:
Я хочу, чтобы …. а дальше вы продолжите предложение каждый по своему.
Ответы детей:
1.
2.
3.
В. : Какая красота! Ребята, у нас получилась настоящая Птица Счастья. Я надеюсь, наши желания обязательно сбудутся!
На этом наше путешествие в сказочный Палех закончилось.
Что нового Вы сегодня узнали?
Подумайте, где бы вы еще хотели побывать в нашем городе, области или в каком то другом месте?