Оксана Филатова
Конспект НОД по ФЭМП «Сказочное путешествие в страну чисел» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
«Сказочное путешествие в страну чисел»
Тема: Совершенствование навыков счета в пределах 5.
Ведущая образовательная область: познавательная.
Цель: создать условия для совершенствования навыка счета в пределах 5.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Сказочное путешествие в страну чисел“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 5 и обратно, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы, величины, упражнять в сравнении предметов по длине, знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названий дней недели. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь, наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, магнитная доска, дидактический материал.
Демонстрационный материал: Рисунок полянки, сказочные герои.
Раздаточный материал: Листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, картинки для раскрашивания с изображением сказочных героев.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Звучит сказочная музыка (например, песня Красной шапочки из к/ф «Красная шапочка»)
Дети располагаются в той части помещения группы, где находится изображение сказочной полянки.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в гости в сказку, вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня вы попадёте в сказку не простую, а волшебную, она с математическими заданиями.
Воспитатель: Закрываем глазки и произносим волшебные слова «Раз, два, три, обернись, в нашей сказке окажись.»
Дети: произносят слова.
Воспитатель: Давайте отгадаем сказочного героя, который первый встретился нам на полянке.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее?
Дети: Красная шапочка!
Воспитатель: Поможем Красной шапочке ответить на вопросы?
Дети: Поможем!
Воспитатель:
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
(ответы детей)
Воспитатель: Отгадайте загадки о частях суток:
В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто….(ночь)
(дети называют слово ночь)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи.
наступает темный (вечер)
(дети называют слово вечер)
Солнце в небе ярко светит.
На прогулку мы идем,
Песни весело поем!
(дети называют слово день)
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило (утро)
(дети называют слово утро)
Воспитатель: На следующей полянке задание от Бабы Яги. Ребята, помогите Красной шапочке выполнить задания. Перед вами карандаши и бумага.
(дети берут в руки карандаши и выполняют на листах бумаги графический диктант)
- в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
- в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
- в центре нарисуйте черный овал;
- в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
- в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
Воспитатель:
- какую геометрическую фигуру нарисовала Кристина в правом нижнем углу.
- где нарисовала Катя желтый круг?
- в каком углу Вова нарисовал овал?
Воспитатель: какие фигуры мы не нарисовали?
Дети: ромб, трапеция.
Воспитатель: у каких геометрических фигур нет углов
Дети: круг, овал.
Воспитатель: Гимнастика для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Воспитатель: мы оказались на поляне геометрических фигур!
(в центре поляны разложены геометрические фигуры)
Воспитатель: видите, все фигуры перепутаны. На какие группы их можно разделить?
Дети: по цвету, по форме, по величине.
Воспитатель: давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая - желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине.
(Дети самостоятельно выполняют работу).
Воспитатель: сколько групп у вас получилось?
Дети: три.
Воспитатель: назовите их.
Дети: по форме, по цвету, по размеру.
Воспитатель: расположите в ряд 4 квадрата и 4 треугольника.
Воспитатель: сосчитайте квадраты и треугольники.
(Опросить несколько детей).
Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?
(Дети используют разные способы сравнения).
Воспитатель: количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.
Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).
(Остальные дети выкладывают ряд кругов на своих местах самостоятельно.)
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Чем отличаются круги?
Дети: Величиной.
Воспитатель: как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?
Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять.
-Молодцы! Привели поляну в порядок! Идем дальше!
Воспитатель: Нас встречают весёлые медвежата и предлагают нам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Три медведя шли домой:
(дети идут изображая походку как медведь)
Папа был большой-большой,
(дети поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка,
(дети садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(дети встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь, динь)
Игровое упражнение «Построим мостик для медвежат».
У каждого ребенка набор: полоски бумаги одинаковые по ширине, разные по длине.
Воспитатель: предлагает детям наложить полоски друг на друга.
Воспитатель: что можно сказать о ширине полосок?
Дети: полоски одинаковые по ширине.
Воспитатель: что можно сказать о длине полосок?
Дети: полоски разные по длине.
Воспитатель: предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки.
Воспитатель: что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?
Дети выполняют аналогичное задание на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.
Дети: самостоятельная работа.
Воспитатель: Да, задача не простая, Молодцы, все сделали правильно!
(Вариант: стулья трех медведей - расположить в соответствии с порядком увеличения).
Воспитатель: решим весёлые математические задачи.
- сколько понадобиться кошке сапожек, чтобы она не промочила ножек?
Дети: 4.
- карандаш один у Вити Карандаш у Толи, сколько карандашей у обоих малышей?
Дети: 2.
Воспитатель: сколько животиков у 5 бегемотиков?
Дети: 5.
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Герои сказки благодарят Вас за помощь и у них есть для вас сюрприз (у воспитателя в руках большой конверт, но вы сможете его открыть только тогда, когда покинете сказочную страну.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня путешествовали, ребята? С кем познакомились?
Дети: понравилось.
Воспитатель: что вам понравилось делать больше всего?
Ответ детей.
Вы молодцы, и вот вам небольшие подарки от жителей волшебной страны, которые благодарят вас за помощь! (картинки для раскрашивания с изображением сказочных героев.)