Лариса Бойчак
Конспект НОД в средней группе «Сказочное путешествие к Старичку-Лесовичку и Эколятам»
▼ Скачать
Открытое занятие
«Сказочное путешествие к Старичку-Лесовичку и Эколятам».
Методическая разработка НОД по экологии в средней группе
«Пряничный домик».
Воспитатель: Бойчак Л. А.
Пояснительная записка.
Представленная методическая разработка – конспект занятия на тему : «Сказочное путешествие к Старичку-Лесовичку и Эколятам-дошколятам» разработана с использованием современных технологий и соответствует требованиям ФГОС.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Сказочное путешествие к Старичку-Лесовичку и Эколятам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья, ручей (шифоновый шарф голубого цвета длиной 2 м, дерево (макет высотой 1,2 м, пенёк, гнездо из веток и сухой травы, две птицы (муляж, цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона цветы, мусор и пакет, картинка «солнышко» на мольберте, дидактическая игра «Найди пару», полоски желтого картона для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры «Чей домик» и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы». Чтение сказок М. М. Зощенко «Умная птичка», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Рассказы для детей о птицах : «Скворцы» (отрывок) Автор: Куприн Александр Иванович, «Песня скворца» Автор: Куприн Александр Иванович, «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич, «Лебедь» Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Методы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный с использованием ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех в стихотворной форме:
«Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть.
Ребята как вы думаете, что такое мир природы?
(это мир который нас окружает) Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе?
(солнце, небо, воздух, вода, человек, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения, камни, горы, планеты и звезды.)
Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
Предлагаю поиграть в игру:
«Назови одним словом» - учить обобщать по признакам.
Береза, дуб, ель, сосна – деревья
Ромашка, подснежник, тюльпан –цветы
Заяц, лиса, медведь, волк – дикие животные
Аист, ласточка, грач, скворец - перелетные птицы
Муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка – насекомые
Синица, ворона, голубь, воробей – зимующие птицы
Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом.
А как можно назвать наш общий дом?
-Земля.
Влетает птица- сорока и предлагает телеграмму.
Телеграмма, телеграмма!
Я лечу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный:
Детский сад № 125
Воспитатель читает телеграмму
Я хочу вас пригласить на поляне погостить,
Чтоб потом вы вспоминали, как со мной в лесу играли.
Чтоб поляночку найти, надо мостик перейти,
А потом через болото, а потом кому охота,
Ручеек перешагнуть, и еще пройти чуть- чуть,
Здесь найдете вы меня.
В добрый путь, смелей друзья!
С нетерпеньем жду я вас!
Старичок-Лесовичок
Слайд 1. Презентация
I. Мотивация:
Воспитатель: Только мы разговор про природу завели, как нас в гости зовет Старичок- Лесовичок.
Слайд 2. (Лес) (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим?
(деревья, мостик через ручей, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют).
Ребята, я приглашаю вас на весеннюю прогулку в лес. Вы согласны? Но чтобы нам дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу. Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик (дети поддерживают друг друга за руки). А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте. Вот мы и пришли. - Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в лес) - А лес то непростой, а волшебный! Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу? (Старичок-Лесовичок)
Слайд 3. (Старичок- Лесовичок.)
Воспитатель: Правильно - это Старичок-Лесовичок. Давайте поздороваемся с ним:
- «Здравствуй, Лесовичок!» (хором)
Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок житель волшебного леса!
Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву,
все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,
каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу!
Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес!
Слайд 4. (эколята)
Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Маленькие Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её.
Воспитатель:
- Ребята, давайте, сначала вспомним, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются? (собирают мусор в лесу, сажают деревья, заботятся о птицах и животных, тушат пожар)
-Значит, они защитники леса!
II. Основная часть:
Слайд 5. (Лес)
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на прогулку в сказочный лес и познакомиться с друзьями Старичка-Лесовичка? (да).
- Тогда в путь!
- Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.
Слайд 6. (Тихоня)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? (это эколёнок-Тихоня).
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, ни сколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? Давайте, ребята, вспомним и расскажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим?
( Птичек зимой подкармливали: насыпаем корм в кормушку, наблюдаем за птицами; ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев; собираем мусор на участке.)
- Молодцы, ребята! Вот, что вы делаете доброго и хорошего для природы!
- Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе.
1.
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
2.
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
3.
Гнездо на ветке – птичий дом Вчера птенец родился в нем. Ты птичий дом не разоряй И никому не позволяй.
4.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
5.
Если мусорить сейчас,
То довольно скоро
Могут вырасти у нас
Мусорные горы.
Воспитатель:
- Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу!
- Ну что ж, раз вы такие добрые, вежливые и заботливые, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес.
Слайд 7. (Умница).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу?
(это Умница).
- Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Давайте, отгадаем её загадки о животных.
Слайд 8. (Умница).
Воспитатель:
Загадки о животных:
1. Раз гуляли мы в лесу и увидели (лису);
2. А в кусточке, угадай-ка, длинноухий серый (зайка);
3. Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк, да щёлк. Очень страшный серый (волк);
4. Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками (ёж);
5. Кто лесной хозяин строгий, а зимою спит в берлоге? (медведь);
6. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам, он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом (белка).
- Молодцы, ребята, Умница очень рада, что вы знаете лесных зверей. А теперь она хочет проверить, как вы помогаете лесным обитателям. -А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают). Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду?
На пути у детей дерево с птичьим гнездом, рядом птенчик, выпавший из гнезда.
Воспитатель:
- Ребята, что я вижу, птенчик выпал из гнезда! Как вы думаете, что произойдет, если мы оставим его здесь? (ответы детей)
- Да, погибнет он от холода и голода.
- Бедный птенчик, как же ему помочь? (Надо посадить в гнездо)
- Как вы думаете, кого сейчас птенчику не хватает? (мамы)
- Ребята, а кто у птенчика мама? (птичка)
- Может быть, его мама далеко отсюда и не знает, в какую беду попал ее сынок. Надо бы помочь птенчику.
- Дети, а если надо кого-нибудь найти в лесу, как вы думаете, как это можно сделать? (кричать) А как кричат в лесу? («А-у!»).
- Давайте наберем через нос побольше воздуха, задержим дыхание и, для начала, выдохнем через рот. А теперь еще раз наберем воздух через нос, задержим дыхание и выдохнем со звуком: «А-у-у!». Вот теперь давайте позовем маму-птичку громко и дружно, чтобы нас было слышно в лесу: «А-у-у!». Теперь, если мама-птичка услышит нас, то обязательно прилетит к своему сыночку.
- Молодцы, ребята, девочка-Умница очень рада и благодарит вас за помощь её другу-птенчику. А мы пойдем дальше.
Слайд 9. (Шалун).
Воспитатель:
- Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун).
- Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.
- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка? (нет)
- Но что, же здесь не так? (кругом мусор)
- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор)
- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.
Слайд 10.(Звучит спокойная музыка «Звуки леса»)
Оздоровительная минутка «Солнышко».
Примечание: когда дети закроют глаза, в гнездо к птенчику нужно «подсадить» маму с червяком в клюве (червяка можно слепить из коричневого пластилина)
- Вы, наверно, устали, давайте сядем в кружок, вытянем ножки, закроем глазки и представим, что мы сидим на мягкой травке, солнышко нас согревает. Вот его лучики греют нам щечки.
Воспитатель:
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Наши щёчки, наши щёчки (поглаживание пальцами щёчек)
Подрумянило слегка.
- Теперь солнышко греет наши ручки и ножки.
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Мы похлопаем в ладоши,
Мы потопаем немножко.
- Ребята, что-то солнышко не очень меня греет, может быть, ему не хватает лучиков? Давайте подарим ему теплые лучи!
(Дети встают и прикрепляют лучики).
- Ну вот, теперь совсем другое дело. Посмотрите, и солнышко сияет, у него теперь тоже хорошее настроение, как у Шалуна.
Слайд 11. (Ёлочка)
Воспитатель:
-Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? (Ёлочка)
- Правильно! Как вы догадались?
- У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками. Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Вот и сегодня она пришла к нам в гости и предлагает игру.
«Найди друга» - закрепить знания о перелетных птицах, развитие логики и внимания;
Воспитатель:
-А у вас, ребята, много друзей? (Ответы детей)
-А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нам нужно будет найти вторую половину картинки у кого-то из вас и встать в пару.
- Раз, два, три – начали.
- Посмотрите, кого вы нашли? (Ответы детей)
Слайд 12.
Воспитатель:
- А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы, наш девиз:
Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно!
Скажем Старичку-Лесовичку и его друзьям – Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и споем для них песенку
«Ни кого не обижай» Наталья Тимофеева
Никого не обижай —
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка — тёмненькое брюшко,
Ни кузнечика,
В траве
Скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
Ни за что,
Никогда
Не обижай живого.
- Старичок-Лесовичок очень рад, что вы все добрые и воспитанные дети!
И дарит вам картинки с изображением растений леса. Предлагает их раскрасить и вместе оформить книгу «Что растет в лесу». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы.
- Поблагодарим нашего друга и скажем: «Спасибо и до свидания!»
- Нам теперь пора возвращаться тем же путем обратно.
- Смотрите, ребята, нашего друга- птенчика мама кормит червячком. Помашем им и скажем: «До свидания!
Слайд 15.
III. Рефлексия:
- Вот мы и вернулись с прогулки (дети садятся на стульчики)
- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в сказочном лесу).
- Кого мы там встретили? (Старичка-Лесовичка)
- С кем он вас сегодня познакомил? (с маленькими Эколятами)
- Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми?
- Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? (птенчику, маме-птичке, солнышку и маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке)
- Понравилась вам прогулка в сказочный лес?