Елена Локтюхова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная карта России»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 82 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Сказочная карта России»
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории Локтюхова Е. И.,
Санкт-Петербург
2023г.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Сказочная карта России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
А. Н. Толстой
Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории России украинцы, татары, чуваши, удмурты и др., живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью. Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, занимательные загадки и мудрые сказки.
Название проекта : «Сказочная карта России».
Тема проекта : знакомство обучающихся со сказками народов России, как средство развития личности ребенка.
Участники проекта : обучающиеся старшей дошкольной группы №9, родители, воспитатели.
Тип проекта : долгосрочный (сентябрь 2023 – май 2024гг)
Актуальность проекта : современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой, семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребёнка. Развитие же связной речи - является центральной задачей речевого воспитания детей.
Ничто так не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.
Приобщение к народным сказкам России также поможет сформировать у детей интерес и уважение к народам, населяющим нашу страну.
Цель проекта : формирование у обучающихся познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
• Сформировать у обучающихся представления о народных сказках, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах.
• Сформировать у обучающихся понятие «родина», формирование любви к России, любви к своей малой родине и уважения к культуре и традициям народов, населяющих Россию.
• Познакомить обучающихся с разнообразием и богатством культуры народов России на основе народных сказок.
2. Развивающие:
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
• Развивать эмпатию и умение слушать других.
• Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
• Развивать речевую и познавательную активность обучающихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
• Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
• Развивать связную речь.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам разных народов России.
• Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
• Воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к книгам.
• Воспитывать интерес к знакомству с народными сказками.
• Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширение кругозора обучающихся в отношении культуры народов России.
2. Приобщение обучающихся к чтению традиционных народных сказок.
3. Приобщение родителей к совместному прочтению сказок со своими детьми и проведению совместного досуга.
4. Раскрытие потенциала обучающихся с помощью театрализованной деятельности.
5. Пополнение РППС группы:
a. Карта России с нанесенными пройденными округами и народными костюмами.
b. Сказочная карта России с местом жительства сказочных персонажей.
c. Книга сказок «Гора самоцветов»; книги сказок народов России.
d. Дидактические игры собственного изготовления.
e. Национальные костюмы (для кукол или детей).
f. Книга рисунков детей по сказкам и раскраски национальных костюмов собственного изготовления.
g. Альбом национальных костюмов народов России.
Календарно-тематическое планирование:
Сентябрь Карельские народные сказки
1) Чтение сказки «Жернов Хийси или почему вода в море солёная».
2) Как звучит карельская речь: просмотр части мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый» на карельском языке https://yandex.ru/video/preview/14463102571000450562
3) Просмотр мультфильма «Почему вода в море соленая»
https://yandex.ru/video/preview/1772526909881467272
4) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными карельскими костюмами (раскраски).
5) Наносим Карелию на карту России. Беседы по карте России, «Где мы живем?», «Самые красивые места в Карелии» ( беседы с детьми: кто где бывал, демонстрация достопримечательностей Карелии в виде презентации)
6) Проведение народных карельских игр в группе и на прогулке.
7) Презентация «Красоты карелии»
8) Знакомство с играми «Белки-куницы», «Ко мне с кольцом», «Сиди-сиди Яша» (описание игр в картотеке)
Октябрь Русские народные сказки
1) Чтение сказки «По щучьему велению», «Никита Кожемяка».
2) Просмотр мультфильмов «Никита Кожемяка» https://yandex.ru/video/preview2810453048829332673
3) Театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки «Теремок»
4) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными русскими костюмами (раскраски).
5) Проведение русских народных игр в группе и на прогулке «Третий лишний», «Дедушка Мазай», «Волк во рву» (описание игр в картотеке).
Ноябрь Башкирские народные сказки
1) Чтение башкирской народной сказки «Птичья нога» https://bashkirskie-skazki.larec-skazok.ru/
2) Просмотр мультфильма «Птичья нога» https://yandex.ru/video/preview/8179908493996613198
3) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными башкирскими костюмами (раскраски).
4) Проведение башкирских народных игр в группе и на прогулке «Иголка и нитка», «Стрелок», «Кот и мыши» (описание игр в картотеке)
Декабрь Бурятские народные сказки
1)Чтение бурятской народной сказки «Богатырь Байкал» https://burjatskie-skazki.larec-skazok.ru/
2) Просмотр части мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый» на бурятском языке https://www.youtube.com/watch?v=iK5Hu8ZaEqM
3) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными бурятскими костюмами (раскраски).
4) Проведение бурятских народных игр в группе и на прогулке «Шапка», «Золотинка», «Охота на кабанов».
Январь Якутские народные сказки
1) Чтение якутской народной сказки «Обманщица лиса и птица Текэй» https://jakutskie-skazki.larec-skazok.ru/
2) Просмотр мультфильма «Непослушный медвежонок» https://www.youtube.com/watch?v=_ub2zZr44Qo
3) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными якутскими костюмами (раскраски).
4) Наносим Якутию на карту России, знакомимся с северным сиянием и полярной ночью.
5) Проведение якутских народных игр в группе и на прогулке «Борьба на палке», «Рыбаки».
Февраль Чувашские народные сказки
1) Чтение чувашской народной сказки «Иван Батыр» https://chuvashskie-skazki.larec-skazok.ru/
2) Просмотр мультфильма «Иван Батыр» https://www.youtube.com/watch?v=1g7pMQmnzME&t=6s
3) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными чувашскими костюмами (раскраски).
4) Проведение чувашских народных игр в группе и на прогулке «Птицы», «Морозище».
Март Сказки народов Крыма
1) Чтение сказок народов Крыма
https://mirckazok.ru/krymskie-skazki/?page=2
2) Просмотр мультфильма «Царский сын»
https://yandex.ru/video/preview/3654126344281793870
3) Просмотр мультфильма «Джувурук»
https://yandex.ru/video/preview/13667892708773367629
4) Театрализация по сказкам народов Крыма «Крымский калейдоскоп» (ко дню воссоединения Крыма с Россией)
5) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными костюмами народов Крыма (костюмы караимов, крымских татар, греков (раскраски).
6) Наносим Крым на карту России.
7) Знакомство с природными красотами Крыма и легендами о них.
Проведение подвижных игр народов Крыма в группе и на прогулке «Продаем горшки», «Хлопушки» (описание игр в картотеке)
Апрель Ямало- ненецкие народные сказки
1) Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» https://www.planetaskazok.ru/narodrossii/kukushkanenetsskz
2) Просмотр мультфильма «Кукушка» https://yandex.ru/video/preview/8552039933308522274
3) Какие красивые наряды! Знакомство с национальными ненецкими костюмами (раскраски).
4) Проведение ненецких народных игр в группе и на прогулке «Хаскова», «Тыбертя», «Недалёда» (описание игр в картотеке)
Май Заключение
1) Посещение этнографического музея с детьми и родителями (в выходной день)
2) Сказочная карта России – краткий рассказ о других народах, живущих в нашей стране.
3) Беседы о многообразии народных сказок, важности сохранения фольклорного богатства России.
4) Беседы про пройденным сказкам.
5) Где живут сказочные персонажи?
6) Из рисунков, выполненных в течении года, изготавливаются две книги: альбом народных костюмов и альбом народных сказок.
7) Проведение спортивно-игрового праздника посвященного Дню защиты детей на основе подвижных игр разных народов России (на улице).
Список использованной литературы:
1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.
2. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков., 2006г
3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
5. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
7. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с
8. «Гора самоцветов» сборник сказок народов России
Интернет-ресурсы:
1. https://vk.com/fairytalemapofrussia Страница проекта «Сказочная карта России», 2000г.
2. https://www.larec-skazok.ru/ «Ларец сказок»