Елена Бирюкова
«Сказкотерапия» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки. Сухомлинский В. А. Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети-инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Основные проблемы, возникающие в работе детей с ОВЗ, это: умышленное ограничение в общении : родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка; гиперопека — это дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания; отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Вследствие всего сказанного, у детей с ОВЗ наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др. Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ. Особенности психолого-педагогической работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Изучив многие инновационные технологии, мы пришли к выводу, что сказкотерапия является действенным средством коррекции, развитии и воспитания детей с ОВЗ. рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса. Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотерапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач: развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей, развитие крупной и мелкой моторик; умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций; определение необходимой модели поведения; развитие духовного мира. Работа со сказками начинается с её анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками : изготовление кукол, рисование, песочную терапию. Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определённых правил её создания: Сказка должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. Дидактическая сказка создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие. Психологическая сказка предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Художественная сказка знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. Диагностическая сказка помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру. Медитативная сказка – это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном). Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма. В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные образы, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. Литература: Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 9.- 57с. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 88 с. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. М: Полиграф сервис, 2001. — 156 с. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М. : «Полиграфсервис», 2002. — 128 c. Куражева Н. Ю. Вараева Е. К Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». — Спб. : Речь, 2005. — 206 с. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -Спб., 2003. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384 с. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб. : Валерии СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.