Еремина Анастасия Сергеевна
Сказкотерапия в работе с детьми ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети любят слушать сказки.
Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
· помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
· расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
· обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
· корректирует поведение и развитие речи;
· стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие;
· снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы.
Данный метод обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач.
С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР (задержка психического развития).
В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
В психологической работе имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапии. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, страхи, конфликтность и др.
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
· народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д.
· обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
· диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
· психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Лучше использовать русские народные сказки, сказка не должна читаться, она рассказывается. Наибольшую эффективность даст сказка, собственного сочинения.
Схема терапевтической сказки
· подбор героя (похожего на ребенка);
· описание жизни героя;
· помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
· герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после рассказывания. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
· нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
· изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
· сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Сказку обязательно нужно обсудить с ребёнком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.