Айшат Хабибова
«Сказка». Программа кружка по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
. Программа кружка по художественно-эстетическому развитию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР
Принято на Педагогическом совете Утверждаю:
МБДОУ ЦРР
Заведующая МБДОУ ЦРР«»
«» августа 2023 г. ___
Протокол №1 от ….08.2023г. «___»___2023г.
Дополнительное образование
«Сказка»
по художественно-эстетическому развитию
среднего дошкольного возраста
Публикация «„Сказка“, Программа кружка по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Темочки
(4-5 лет)
Руководителикружка :
воспитатели: Хабибова А. Х.
г. Махачкала
2023г.
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса 5
(планируемые результаты освоения программы)
2. Содержательный раздел 5
2.1. Модель образовательного процесса 5
2.2. Перспективный план работы кружка 5
2.3. Учебно-календарный план 9
3. Организационный раздел 15
3.1. Расписание занятий 15
3.2. Материально-техническое обеспечение 15
3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала 15
3.4. Работа с родителями 15
3.5Литература 16
Приложение №1 17
Приложение №2 18
Приложение №3 19
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе мы ведём театральный кружок «Сказка».
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно, два раз в неделю (по подгруппам) – понедельние-вторник.
Срок реализации программы : 1 год.
Цель программы :
Развивать коммуникативно- творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения,учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Принципы работы :
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- доступности (объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей)
- наглядности (работа ведется, используя пооперационные карты – схемы непосредственное наблюдение ребенка)
- индивидуальный подход в работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого ребенка перед началом и в процессе работы с ним,в зависимости от его возможностей.
Характеристика детей 4-5 лет
Дети 4 – 5 лет способны приобретать много новых знаний, технических умений, учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.
У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) детей знакомят с творческими профессиями артиста, художника, композитора и др. ,узнают и называют некоторые явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. В этом возрасте дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Объективно оценивают качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.
1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса (планируемые результаты освоения программы).
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
2. Содержательный раздел
Продолжительность занятия Периодичность
в неделю Всего занятий в год Количество часов в год
20 минут. 2 раза в неделю. 36 36
2.1 Перспективный план работы кружка
Месяц кол-во
занятий
в неделю Вид деятельности Название занятия Общее количество учебных часов
сентябрь 1 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). 1
2 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
1
3 Изобразительная деятельность «Афиша»
Коллективная работа. 1
4 Познавательно – исследовательская деятельность Дидактические игры : «Узнай сказку», «Собери сказку», «Узнай героя сказки по описанию» и т. д. 1
октябрь 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Сюжетно – ролевая игра «Театр». 1
2 Познавательно –исследовательская деятельность Просмотр кукольного театра «Репка» 1
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Беседа 1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Кукольный театр «Репка» 1
ноябрь 1 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). 1
2 Физкультура- музыка Ритмопластика. 1
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к драматизации сказки «Репка». 1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Драматизация сказки «Репка»
1
декабрь 1 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. 1
2 Этюды,игры Психогимнастика. 1
3 Изобразительная деятельность Герои «пальчикового театра». 1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Пальчиковый театр.
Любимые сказки. 1
январь 1 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с понятием «ролевой диалог». 1
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Техника речи.
Диактические игры на развитие речи.
1
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» 1
4 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с «Театром теней».
1 Аппликация Герои «Театра теней» 1
февраль 2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к показу «Театра теней» сказки К. Чуковского «Телефон». 1
3 Аппликация Герои «Театра теней» 1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к показу «Театра теней» сказки К. Чуковского «Телефон». 1
март 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Персонажи сказки «Лиса и верблюд», распределение ролей. 1
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка. Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Лиса и верблюд». 1
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Лиса и верблюд» 1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Инсценировка дагестанской сказки «Лиса и верблюд» 1
апрель 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Чтение сказки «Теремок» 1
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Персонажи сказки «Теремок», распределение ролей. 1
3 Изобразительная деятельность Маски для сказки «Теремок»
1
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Теремок». 1
май 1 Аппликация, изобразительная деятельность. Декорации для сказки «Теремок» 1
2 Познавательно-иследовательская деятельность Дидактические игры:
«Угадай кто говорит»,
«Скажи кто так ходит?», «Угадай животное» 1
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Теремок». 1
4 Изобразительная деятельность
Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей). 1
Итого часов 36
Учебно-календарный план
(4-5 лет)
Месяц кол-во
занятий
в неделю Вид деятельности Название занятия Задачи занятия
сентябрь 1 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
3 Изобразительная деятельность «Афиша»
Коллективная работа. Составлять композиции. Развивитие творческих способностей,воображение,внимание.
4 Познавательно – исследовательская деятельность Дидактические игры : «Узнай сказку», «Собери сказку», «Узнай героя сказки по описанию» и т. д. Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке. развитие зрительного внимания развитие зрительного внимания.
октябрь 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
2 Познавательно –исследовательская деятельность Просмотр кукольного театра «Репка»
Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Беседа Дать возможность детям рассказать о своих впечатлениях, просмотра театра на прошлом занятии. Разучить с детьми фразы героев сказки «Репка».
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребенка Кукольный театр «Репка» Побуждать детей к театрализованной игре путём общения персонажей, учить внимательно следить за развитием театрального действия, управлять куклами.
ноябрь 1 Познавательно-исследовательская деятельность Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Знакомство детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2 Физкультура- музыка Ритмопластика. Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к драматизации сказки «Репка». Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, развивитие разговорной речи с использованием литературных текстов,развитие индивидуальных способностей детей (театральных,речевых,невербального общения.
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Драматизация сказки «Репка»
Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, развивитие разговорной речи с использованием литературных текстов,развитие индивидуальных способностей детей (театральных,речевых,невербального общения.
декабрь 1 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2 Этюды,игры Психогимнастика. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
3 Изобразительная деятельность
Герои «пальчикового театра».
Совершенствовать умение самостоятельно оформлять сказочного героя используя навыки рисования, развивать воображение и фантазию.
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Пальчиковый театр.
Любимые сказки. Создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра, учить говорить от имени героев сказок.
январь 1 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
.
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Техника речи.
Диактические игры на развитие речи.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Учить слушать и правильно отвечать на вопросы,развивать координацию движений и умений двигаться в соответствии с текстом,развивоть мышление,речь,воображение,память. Воспитывать усидчивость комуникабельность взаимоотношение между детьми.
4 Познавательно –исследовательская деятельность Знакомство с «Театром теней». Познакомить детей с новым видом театра,закреплять имеющихся у детей знания о видах театра,прививать интерес к театрализованной деятельности,развивать внимание,память,воображение.
февраль 1 Аппликация Герои «Театра теней» Создания аппликативных изображений героев театра теней, используя приём силуэтного и семетричного вырезывания.
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к показу «Театра теней» сказки К. Чуковского «Телефон». Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, развивитие разговорной речи с использованием литературных текстов,развитие индивидуальных способностей детей (театральных,речевых,невербального общения.
3 Аппликация Герои «Театра теней» Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, развивитие разговорной речи с использованием литературных текстов,развитие индивидуальных способностей детей (театральных,речевых,невербального общения.
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Подготовка к показу «Театра теней» сказки К. Чуковского «Телефон». Познакомить детей с дагестанской сказкой «Лиса и верблюд». Помочь детям охарактеризовать героев сказки (лиса,волк,верблюд). Подготовить дедей к инсценировки сказки.
март 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Персонажи сказки «Лиса и верблюд», распределение ролей. развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка. Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Лиса и верблюд». развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Лиса и верблюд»
продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Инсценировка дагестанской сказки «Лиса и верблюд» создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
апрель 1 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Чтение сказки «Теремок» развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Персонажи сказки «Теремок», распределение ролей. Помочь детям охарактеризовать героев сказки. Подготовить дедей к инсценировки сказки.
3 Изобразительная деятельность Маски для сказки «Теремок»
Совершенствовать умение самостоятельно оформлять сказочного героя используя навыки рисования, развивать воображение и фантазию.
4 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Теремок». развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
май 1 Аппликация, изобразительная деятельность. Декорации для сказки «Теремок» Учить составлять композиции. Развивать воображение,внимание.
2 Познавательно-иследовательская деятельность Дидактические игры:
«Угадай кто говорит»,
«Скажи кто так ходит?», «Угадай животное» Расширять представление о животных, о его особенностях поведения и характере как сказочного персонажа.
3 Совместная речевая деятельность взрослого и ребёнка Репетиция спектакля по дагестанской сказке «Теремок».
Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре,совершенствовать диалогическую речь,закреплять звукоподражание знакомым животным.
4 Изобразительная деятельность
Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).
совершенствовать навыки владения театральным искусством; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
3. Организационный раздел
Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет и предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня (по подгруппам). Продолжительность занятия в средней группе – 20 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В программе используются различные методы и приемы:
Наглядные методы:
– наблюдения;
– показ сказок (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических игр.
Словесные методы:
– чтение литературных произведений;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
– загадывание загадок;
– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
– постановка сказок, отрывков литературных произведений;
– изготовление с детьми наглядных пособий.
3.1. Расписание занятий
День недели Время проведения
Понедельник
1 –я подгруппа 15.40 – 16.00
Вторник
2 –я подгруппа 15.40 – 16.00
3.2. Материально-техническое обеспечение
№ Наименование Количество Примечание
Цветные карандаши
Разные виды кукольных театров
Театральная ширма
Наглядный материал
ИКТ на каждого ребенка компьютер используется для просмотра видеоматериалов
3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала
Мониторинг проводится 2 раза в год, в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу (приложение №1).
Метод мониторинга: беседа, наблюдения, игра.
3.4. Работа с родителями
1. Групповые формы:
• Дни открытых дверей
• Родительское собрание
• Совместная досуговая деятельность
2. Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика
• Индивидуальная консультация (беседа)
• Просветительская работа
3.5. Литература
1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание» : № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
5. Журналы «Ребенок в детском саду» : № 1,2,3,4/2001г.
6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
.