Галина Жданова
«Сказка ложь, да в ней намёк»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка ложь, да в ней намёк
Жданова Галина Михайловна – старший воспитатель МБДОУ детский сад
«Ручеёк» города Сорска Республики Хакасия.
Сказка- ложь, да в ней намёк…
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым, чудесным смехом, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Публикация «„Сказка ложь, да в ней намёк“» размещена в разделах
Сказка - древнее чудо, помогающее это сделать. Сказка- это волшебство. Это мечта, волшебная страна, где сбываются все желания. Даже у взрослого должен быть такой уголок, куда не доберутся злые «гуси- лебеди».
Сказка учит жить. Это происходит подсознательно и не всегда явно, но ведь не зря сказки прошли такой долгий путь и не потерялись в длинной череде времён.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, за короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребёнок и взрослый могут проникнуть в чужой мир и на бессознательном внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Итак, начинаем путешествие в сказку. В сказочную атмосферу родители и дети попадают сразу, едва войдя в детский сад. Лестницы оформлены картинами с сюжетами из сказок, выполненными в технике объёмной аппликации из гофрированной бумаги. Сказка начинается в нашем детском саду с самого утра весёлой зарядкой и все сразу чувствуют себя сказочными героями, услышав задорные песенки из детских мультфильмов. Вместе со сказочными персонажами, которые «приходят» в группы, дети познают мир, учатся думать, считать, сочинять.
В каждой группе оформлены красочные коллажи по сказкам. Коллажи оформлены по- разному: в виде замка, как строительный материал, в форме цилиндра и др. Они помогают развивать зрительное внимание. Упражнения могут проводиться как игры- соревнования между двумя подгруппами детей: «Найди всех персонажей из сказки», «Кого не хватает?», «Составь новую сказку». На коллаже можно искать объекты заданной формы и цвета, живое и неживое, съедобное и несъедобное. Коллаж используется воспитателями как фонематическое пособие, как пособие для игры в
«Логическую цепочку», как замечательное пособие при обучении счёту и при игре «Я загадаю, а ты отгадай». Коллаж не только обогащает развивающую среду, но и служит украшением помещения, ярким весёлым пятном, радующим глаз.
В старшей группе «Подсолнушки» оформлены уголки сказок, где расположены игры, фотографии писателей – сказочников. Презентации проводятся вместе с родителями, заканчиваются показом сказки и чаепитием. В группе «Подсолнушки» работает переносной пальчиковый театр. Куклы в нём связаны из ниток, они мягкие, пушистые. В подготовительной группе «Капельки» вязаные сказочные персонажи используются для кукольных представлений в импровизированном театре. Разыгрывание небольших спектаклей по сказкам развивает у детей речь, умение эмоционально сопереживать героям, учит умению перевоплощения.
Несколько лет подряд наши воспитанники принимают участие в интеллектуально- спортивной игре «Я Сам». Группы детей путешествуют по детскому саду, встречаются с разными сказочными персонажами : стариком Хоттабычем в «Древнем городе», Василисой Прекрасной в салоне «Чудесные узоры», с Доктором Айболитом в «Неболейке», с Петрушкой в балаганчике. Всё своё умение, все знания приложили ребята для того, чтобы добыть ключи от сундука с «кладом». Как могла, старалась им помешать Баба Яга, даже в сундук спряталась вместо конфет. Но дружба ребят, их точные ответы, радостные лица, внимательность, знание сказок победили, и клад был найден. Взрослые были увлечены игрой не меньше, чем дети.
Сказка постоянно живёт в нашем саду. Проводя городское методическое объединение по правовому воспитанию, педагоги с удовольствием составляли викторину по сказкам, в которых были нарушены права ребёнка. Чудесные утренники и развлечения готовятся очень тщательно, с фантазией и поэтому нравятся и детям, и родителям. А артисты у нас все: и дети, и взрослые, любую сказку сыграем, станцуем и споём.
В методкабинете есть волшебный сундучок со сказками. Причём замечено, что издания прошлых лет отличаются от красочных новых не только внешним видом, но и разными текстами. Современные издатели меняют тексты даже таких знаменитых сказочников, как Пушкин и Чуковский, а уж о народных сказках говорить нечего, и не в лучшую сторону. В детском саду было проведено общее родительское собрание «Сказки нашего детства», где воспитатели рассказали о вредном воздействии иностранных мультфильмов, подмене истинных сказочных персонажей совершенно чуждыми российским детям и взрослым по духу, по идеологии героями и понятиями
Дни сказок в «Ручейке» стали уже традиционными. Весь день сказка живёт в группе, вся работа проводится вместе со сказочными героями. В работе психолога и логопеда сказки тоже занимают не последнюю роль. Вот так живём, радуясь и огорчаясь, вместе учимся добру, читаем сказки, готовимся к школе. Мы верим, что из наших воспитанников получатся прекрасные, весёлые, добрые люди, верящие в чудо, в сказку. Ведь скучные взрослые берутся только из скучного детства.
Педагоги нашего детского сада широко используют пособие Л. Д. Коротковой
«Сказкотерапия для дошкольников…», пособие по мнемотехнике Т. В. Большевой
«Учимся по сказке», книгу Г. П. Фёдоровой «На золотом крыльце сидели»…»
В сказках ребёнок учится находить верный путь в жизни. Сказка помогает отличать добро от зла, выбирать дорогу, ведущую к светлому, прекрасному миру. Именно в сказках отображён взгляд на мир, соответствующий видению мира детьми дошкольного возраста, и поэтому сказка будет жить вечно в детских садах.