Папки-передвижки

Системный подход к трудовому воспитанию как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста

АННА ГРИЗУН
Системный подход к трудовому воспитанию как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Системный подход к трудовому воспитанию как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

МБДОУ «Детский сад№17»

Гризун Анна Александровна

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Темочки:

(А. С. Макаренко)

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Трудовое воспитание, в широком смысле, это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Воспитатели должны формировать у детей те трудовые навыки и умения, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Воспитатели не только знакомят детей с трудом взрослых, но и воспитывают уважение к нему, обучают простейшим трудовым навыкам, воспитывают интерес к труду, умение работать в коллективе. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатели формируют у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им по силу, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В детском саду не допускается, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно сделать предложенную работу, чтобы у ребенка не возникла неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Приобщение к трудовой деятельности воспитатели должны начинать с самого раннего возраста, не навязывая труд и не заставляя ребенка выполнять ту или иную работу. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда,мы учим их протирать игрушки влажной тряпкой, поливать цветы и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его в порядок. По содержанию трудовую деятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

- хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, уход за групповой комнатой и одеждой, помощь взрослым в приготовлении пищи;

- труд «в природе» : выращивание комнатных растений, полив, посевы в цветнике, на огороде, уход за животными;

- ручной труд : изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Воспитатели детского сада постепенно вовлекают дошкольников в каждый вид труда, способствуя тем самым социализации личности каждого ребенка. Обязательным условием трудового воспитания в дошкольном учреждении является игровая увлекательная форма. С целью привлечения интереса детей к труду можно проводить занимательные досуги, развлечения, употреблять пословицы и поговорки, загадки про труд, проводить веселые конкурсы, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку» и т. д. Необходимо знакомить ребят с разными профессиями, чтобы они узнали о необходимости и важности каждой из них, научились уважать чужой труд, поняли, что профессии не делятся на «хорошие» и «плохие». Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях «Программы воспитания в детском саду» к трудовому воспитанию детей. Воспитатель дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда. Воспитатель советует родителям придерживаться тех же условий при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне. Основным способом сделать труд привлекательным для дошкольников является игра, благодаря которой ребенок и познает окружающий мир. Родителям следует помогать своим детям организовывать игры, незаметно вовлекая ребенка в трудовую жизнь. Хорошим помощником в воспитании у детей трудолюбия является чтение, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. В привитии любви к труду большое значение имеет и наглядность. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок везде и всюду должен видеть труд людей. Дети должны убедиться в том, что труд приносит счастье. Воспитатели детского сада и родители должны своим примером показывать необходимость и значимость трудовой деятельности. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду будет способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению – является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗКонспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗ Тема: Виды обуви и её назначение. Цель: Формирование знаний об обуви и её назначении. Знакомство с правилами и средствами ухода за различными.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системный подход к трудовому воспитанию как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2020 в 20:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход к трудовому воспитанию как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем АННА ГРИЗУН (УИ 492829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД