Конанова Анна
Системно-деятельностный подход: традиции и инновации
▼ Скачать + Заказать документы
«Системно - деятельностный подход : традиции и инновации»
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Однако все и всегда сходятся в том, что способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни. ” Об этом писали П. Ф. Каптерев, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,Л. В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись.
Публикация «Системно-деятельностный подход: традиции и инновации» размещена в разделах
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В систему образования прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».Основной результат обучения– развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В. А. Сухомлинский
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно- деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности
Технология деятельностного метода отражает структуру процесса саморазвития ребенка, и первым условием ее эффективности является самостоятельная деятельность ученика. Учащийся является не объектом, а субъектом обучения. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в системе образования, в то время как учителю отводится роль управленца и организатора деятельности. Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность является основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Китайская мудрость отражает суть этого метода: «Скажи мне - я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь». При организации практической деятельности важно научить ребят работать в парах, группах, выслушивать мнение других, высказывать своё мнение, а также делать выводы. Групповая и парная работа имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. Для формирования этой готовности на классных часах использую следующие упражнения:«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке, второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
«Разминка пальчиков». Ребенок соприкасается пальчиком с соседом по парте и говорит: желаю (большой, успеха (указательный, большого (средний, во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Тематика классных часов «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», предшествовала внедрению групповой и парной работы. Рассмотрим конкретный пример, на уроке осваивается один из сложнейших предметных способов действия, обеспечивающий формирование навыка письма, – звуковой анализ слова в системно-деятельностном ключе. Работая в паре проводится звуковой анализ слов с помощью алгоритма, сопоставляется схема составленная на предыдущем уроке со своим результатом (скажи слово и послушай себя, выдели звук в полном слове, охарактеризуй, обозначь условным значком, проверь, все ли звуки выделены, договариваются, кто будет анализировать слово, слушают друг друга и проверяют. Сверяют с эталоном на доске. Обсуждают какими звуками различаются слова, какие буквы будут отличаться. Записывают слова письменно. (Вот ситуация разрыва между знанием и незнанием). Не получается записать. (Не знаем букву, которая обозначает эти звуки). Обсуждают чему нужно научиться, чтобы выполнить задание? (Познакомиться с новой буквой –«В»). Учитель не объявляет тему урока и не формулирую цели (– Мы познакомимся с буквой «В», научимся её писать, а создает ситуацию, в которой дети сами столкнулись с проблемой и поняли необходимость получения нового знания, чтобы выполнить задание. В своей практике использую задания: на мнемоническое воспроизведение, на извлечение и описание, на структурирование и переработку, на осмысление, оценку, интерпретацию и творческое применение информации. Предлагаю для выполнения такие виды заданий. Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу. Опишите процесс явления. Перечислите факторы. Дайте характеристику. Понаблюдайте. Составьте план, конспект. Выполните. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите эссе, изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу. Проанализируйте. Укажите сходство и различия. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите примеры. Объясните. Докажите. Обоснуйте. Выскажите своё мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопрос. Исследуйте. Придумайте. Предложите.
2. Принцип непрерывности
Необходимым условием организации учебного процесса, как и любого базового процесса в системе деятельности, является требование его непрерывности. Это требование на смысловом уровне было сформулировано еще Я. А. Коменским. «Крепким, - писал он, - может быть только то, что тесно связано во всех своих частях» Непрерывным называется обучение, в котором обеспечена инвариантность на уровне технологии, методики и учебного содержания. Например, в учебно-методические пособия по математике дошкольного возраста «Игралочка» и «Раз - ступенька, два - ступенька.» включено формирование понятия натурального числа на теоретико-множественной основе. Аналогичная тема содержится и в учебнике математики для 1 класса. Однако уровень общности, на который рассматривается проблема построения, множества натуральных чисел, возрастает, а время, отводимое на освоение понятия натурального числа, сокращается. Такой подход позволяет, с одной стороны, не задерживать развитие более подготовленных детей, а с другой стороны, дает возможность детям, не имеющим предварительной математической подготовки, включиться в освоение учебного содержания.
3. Принцип целостности
Процесс обучения неразрывно связан с формированием мировидения, то есть с формированием представления о мире как о целостной, взаимосвязанной и взаимообусловленной системе. В условиях предметной дифференциации, сложившейся в школе, очень важно не только построить содержательную базу по каждой дисциплине, но и сформировать представление о месте изучаемой науки в системе других наук. Только в этом случае содержание обеспечит осознанный выбор учеником собственного уровня развития способностей по каждой дисциплине и своего места в этом мире.
В новых ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук (o) , буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
4. Принцип минимакса
В процессе движения по индивидуальной траектории познания каждый ученик проходит определенные уровни внутри деятельности учения. Содержание образования предлагается по максимальному уровню и обеспечивается его усвоение не ниже минимального уровня. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода к каждому ученику, так как это саморегулирующаяся система. При этом обязательная отчетность для ученика предусматривается в соответствии с первым, уровнем (минимальным). Для реализации данного принципа использую разноуровневые задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Ястре (б, п), арбу (с, з), гара (ш, ж), жира (в,ф), заво (т,д), гвоз (д, т)ь, ёр (ж,ш)
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… -, арбу… -, гара… -, жира… -, заво… -, гвоз…ь -, ёр… -
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… -, арбу… -, гара… -, жира… -, заво… -, гвоз…ь -, ёр… -, вежли… -, хоро… -
5. Принцип психологической комфортности
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов). Данный принцип предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, В руках учителя возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор– вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. Важно помнить, что он начинает создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок надо начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать стихотворные строки, различные притчи и показ презентаций. Использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов «на седьмом небе от счастья». Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Качественная оценка стимулирует к деятельности.
6. Принцип творчества
Реализуется через приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Метод проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей ребёнка. В творчестве затрагиваются одновременно и интеллект, и чувства человека. Соединение двух аспектов – педагогического и психологического, дающие толчок быстрому накоплению социального опыта, и явилось определяющим в выборе направления работы. Применяю такие формы организации педагогического процесса:
• уроки с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• частичную интеграцию с уроками окружающего мира, изобразительного искусства, технологии;
• частично-поисковое эвристическое обучение под руководством учителя;
При разработке занятий по методу проекта для младших школьников необходимо: использовать алгоритм создания проблемных ситуаций, определять тему проекта и его цель; пользоваться алгоритмом, составлять перспективный план продвижения к цели, формулировать задачи и обсуждать их с участниками проекта; быть готовым внести коррективы в свой план; предвидеть предстоящий результат.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Проект – это “пять П” :Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
7. Принцип вариативности.
Выбор промежуточного уровня реализации способностей учеником должен быть осознанным, построенным на рассмотрении всех возможных вариантов и выделении оптимального варианта. Поэтому учебная деятельность школьников должна быть организована в соответствии с принципом вариативности.
Он предполагает наличие в учебном содержании проблем, решение которых связано с систематическим перебором вариантов и выбором оптимального в соответствии с указанном критерием. Определяет позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок. Добывая новую информацию из различных источников, ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.
Выявлены следующие критерии эффективности применения принципа вариативности в учебно-воспитательном процессе начальной школы:
•Созданы условия для индивидуально-дифференцированного, разноуровневого обучения;
•Плодотворно осуществляется педагогическая интеграция и мультикультурное образование;
•Созданы условия для самоопределения и самоутверждения педагога;
•Эффективно реализуется субъектная парадигма образовательной деятельности учителя начальной школы;
•Созданы условия для вариантов разностороннего развития личности, творческого саморазвития и культурной самореализации младших школьников.
Таким образом, семь перечисленных выше дидактических принципов задают требования ко всем элементам системы. Следовательно, именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования, то есть они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе использую игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто".Чтобы мотивировать детей на уроке чтения пользуюсь такими приё мами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.
Использование наглядности на уроке и информационных технологий облегчает учителю задачу мотивации учащихся.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Что дала вам работа в парах? Какие трудности испытывали? Как с ними справились? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?. Существует много различных методик. Использую курс Г. А. Цукерман "Введение в школьную жизнь".
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Положительные результаты реализации системно-деятельностного подхода отмечены после проведенного анкетирования у первоклассников. Познавательная мотивация – 94% учащихся. Коммуникативность – ребята не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, доказывать свою точку зрения, выступать публично на аудиторию. Креативность- дети творчески подходят к решению любого задания, любят открывать знания самостоятельно, не боятся предлагать свои способы, им нравится высказывать свое мнение. Здоровьесохранность- учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем. Успешность- для первоклассника в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается.