Людмила Гагельстром
Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение — это целенаправленное восприятие дошкольниками объектов и явлений окружающей среды, специально организованное педагогом. Данный процесс довольно сложен, поскольку задействует одновременно чувственное восприятие, мыслительные процессы (умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи) и речь ребёнка. Кроме того, для успешной работы имеют значение уже имеющиеся у малыша знания и опыт.
Такая деятельность становится важной составляющей для формирования экологической культуры дошкольника, поскольку нацелена на следующие результаты:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• У ребят появляется желание больше общаться с природой, отражая при этом свои впечатления в продуктивной деятельности и различных играх.
• Закладывается правильное понимание сущности природных явлений, бережное отношение к растениям и животным.
• Дети приобретают практические знания об охране природы.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Что бы они были интересны детям необходимо выносить на участок, дополнительный материал: линейку, мерные стаканчики, лупы, карандаши, бумагу, корм для птичек, цветные стекла, лейку с водой, красители и т. д.
Наблюдения я провожу с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В среднем возрасте наблюдения занимают 10 - 20 минут, что бы они были яркими, интересными, я использую литературные тексты, интересные факты из жизни животных, растений. Например, наблюдая за насекомыми, я рассказывала детям о неподвластности этого мира нам, людям. Наблюдая за мухами, я рассказала детям о том, что самая обычная муха появилась тогда, когда еще и человека то не было. Мы пробуем летать как бабочки, жужжать как комарики, и пчелки. Рассматриваем в лупу некоторых насекомых, изучаем дорожки, которые они оставляют. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть :
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых, можно рассматривать в русле влияния человека на природу, показать взаимосвязь человека и природы. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Наблюдение усложняется за счёт увеличения количества одновременно рассматриваемых объектов (вместо одного два). Кроме того, каждому ребёнку либо группе дошкольников (из 2–3 человек) я выдаю объекты для индивидуальной работы (к примеру, листочки, веточки или шишки).
Я провожу различные по длительности наблюдения :
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Циклические наблюдения организуются с целью установления зависимостей в природном мире, взаимосвязи природных явлений. Так например мы наблюдали за кустом черемухи, выяснили отчего пожухли и пожелтели листья, почему они осыпались, почему их трудно было оторвать в августе и легко было оторвать в сентябре. Почему набухли почки. Или, кроме сведений о внешнем облике живых существ, дети узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу. Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.
При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.
Педагог должен словесно озвучивать всё, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.
Организуя такие наблюдения, я всегда соблюдаю единую последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Рассматривание каждого объекта я сопровождаю многочисленными вопросами. Они направлены не только на уточнение внешнего вида объекта (например, какого цвета шерсть у кошки, какова форма ее туловища, но и на нахождение причинно-следственных связей (почему эта рыбка плавает так быстро, что помогает белке так ловко лазить по дереву).
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Детям 4–5 лет проще воспринимать объект природы, если связать его с практической деятельностью.
После проведения наблюдения на прогулке я в группе с детьми закрепляю увиденное, иногда мы рисуем то, что больше всего нас удивило, иногда можем послушать аудиопостановку, радиосказку про изучаемое явление. Например, так мы слушали сказки Сладкова «Сорочьи тараторки», рисовали солнышко и дождик, радостный день. В календаре наблюдений уже в средней группе как правило, после прогулки перед обедом, мы так – же отмечаем увиденное. Ставим иллюстрацию соответствующую увиденному явлению.
Итак, структура всякого наблюдения :
1. Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?», можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья, загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.
2. Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.
3. Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.
И естественно, стоит помнить, что дети воспринимают окружающий мир, через призму взрослого, поэтому в ходе такой деятельности педагог не должен забывать про природоохранные требования (использовать только упавшие листочки и веточки, не срывать их с дерева, чтобы малыши учились бережно относиться к растениям и животным.