Получи документы

Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе

Людмила Гагельстром
Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение — это целенаправленное восприятие дошкольниками объектов и явлений окружающей среды, специально организованное педагогом. Данный процесс довольно сложен, поскольку задействует одновременно чувственное восприятие, мыслительные процессы (умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи) и речь ребёнка. Кроме того, для успешной работы имеют значение уже имеющиеся у малыша знания и опыт.

Такая деятельность становится важной составляющей для формирования экологической культуры дошкольника, поскольку нацелена на следующие результаты:

Публикация «Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе» размещена в разделах

• У ребят появляется желание больше общаться с природой, отражая при этом свои впечатления в продуктивной деятельности и различных играх.

• Закладывается правильное понимание сущности природных явлений, бережное отношение к растениям и животным.

• Дети приобретают практические знания об охране природы.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Что бы они были интересны детям необходимо выносить на участок, дополнительный материал: линейку, мерные стаканчики, лупы, карандаши, бумагу, корм для птичек, цветные стекла, лейку с водой, красители и т. д.

Наблюдения я провожу с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В среднем возрасте наблюдения занимают 10 - 20 минут, что бы они были яркими, интересными, я использую литературные тексты, интересные факты из жизни животных, растений. Например, наблюдая за насекомыми, я рассказывала детям о неподвластности этого мира нам, людям. Наблюдая за мухами, я рассказала детям о том, что самая обычная муха появилась тогда, когда еще и человека то не было. Мы пробуем летать как бабочки, жужжать как комарики, и пчелки. Рассматриваем в лупу некоторых насекомых, изучаем дорожки, которые они оставляют. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть :

Живая природа: растения и животные;

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых, можно рассматривать в русле влияния человека на природу, показать взаимосвязь человека и природы. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Наблюдение усложняется за счёт увеличения количества одновременно рассматриваемых объектов (вместо одного два). Кроме того, каждому ребёнку либо группе дошкольников (из 2–3 человек) я выдаю объекты для индивидуальной работы (к примеру, листочки, веточки или шишки).

Я провожу различные по длительности наблюдения :

• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Циклические наблюдения организуются с целью установления зависимостей в природном мире, взаимосвязи природных явлений. Так например мы наблюдали за кустом черемухи, выяснили отчего пожухли и пожелтели листья, почему они осыпались, почему их трудно было оторвать в августе и легко было оторвать в сентябре. Почему набухли почки. Или, кроме сведений о внешнем облике живых существ, дети узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу. Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.

При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.

Педагог должен словесно озвучивать всё, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.

Организуя такие наблюдения, я всегда соблюдаю единую последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Рассматривание каждого объекта я сопровождаю многочисленными вопросами. Они направлены не только на уточнение внешнего вида объекта (например, какого цвета шерсть у кошки, какова форма ее туловища, но и на нахождение причинно-следственных связей (почему эта рыбка плавает так быстро, что помогает белке так ловко лазить по дереву).

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Детям 4–5 лет проще воспринимать объект природы, если связать его с практической деятельностью.

После проведения наблюдения на прогулке я в группе с детьми закрепляю увиденное, иногда мы рисуем то, что больше всего нас удивило, иногда можем послушать аудиопостановку, радиосказку про изучаемое явление. Например, так мы слушали сказки Сладкова «Сорочьи тараторки», рисовали солнышко и дождик, радостный день. В календаре наблюдений уже в средней группе как правило, после прогулки перед обедом, мы так – же отмечаем увиденное. Ставим иллюстрацию соответствующую увиденному явлению.

Итак, структура всякого наблюдения :

1. Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?», можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья, загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.

2. Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.

3. Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.

И естественно, стоит помнить, что дети воспринимают окружающий мир, через призму взрослого, поэтому в ходе такой деятельности педагог не должен забывать про природоохранные требования (использовать только упавшие листочки и веточки, не срывать их с дерева, чтобы малыши учились бережно относиться к растениям и животным.

Публикации по теме:

«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста» Краткая аннотация работы. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает одной из приоритетных целей формирование.

Конспект по формированию элементарных экологических представлений в средней группе «В гости к сове» .

Картотека наблюдений в природе в средней группе Наблюдения летом Карточка №___ Природа в опасности - Ребята, вы все знаете правила поведения в природе. Нельзя, например, ломать ветки.

Картотека экологических подвижных игр для средней группы Экологические подвижные игры Игра «Зоопарк» Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности; расширение словаря.

Конспект организации прогулки в старшей группе Конспект организации прогулки в старшей группе. подготовила воспитатель: Амельченко В. Д. Структурные компоненты прогулки: 1. Подготовка.

Конспект прогулки по организации двигательной активности детей на улице «Прогулка в волшебный лес» Цель: развитие двигательной активности детей на прогулке посредством подвижных игр. Задачи: образовательные: Формировать умение ориентироваться.

Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.

Методические рекомендации по организации и методике проведения прогулки в детском саду Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на.

План наблюдений и экскурсий на лето для детей младшей и средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Составила: Кутявина Ольга Александровна.

Занятие по окружающему миру «Как устроена дыхательная система» в средней группе Программное содержание: Дать детям первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека. Расширять кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе
Опубликовано: 13 июня 2019 в 09:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система экологических наблюдений при организации прогулки в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гагельстром в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД