елена мастяева
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в образовательной деятельности педагога. В связи с новыми требованиями изменилась система построения работы в детском саду, где одной из решаемых задач стало создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «„Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Стандарт выделяет основные принципы для развития воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста :
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) сотрудничество Организации с семьёй;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
6) развитие воображения и творческой активности.
Тема «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Каждый педагог должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в профессиональной деятельности.
К результатам деятельности педагога можно отнести:
- наличие у детей интереса к познанию;
- проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;
- наличие у детей творческих способностей;
- формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).
Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.
В основном процессе (в работе) педагог должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями, воспитателями и администрацией детского сада.
При разработке системы выделить три блока, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определенному этапу развития.
Все этапы развития включают систему игр, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
В первом блоке главной целью является развитие невербального воображения на основе заданных элементов. В рамках этого блока предлагаются игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Все эти игры сопровождаются пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Для повышения интереса детей игры могут проходить в виде конкурсов.
Например, в игре в «Кляксы» взрослый показывал, как можно поставить кляксы, демонстрирует способ получения симметричных клякс. После завершения подготовительной работы детям предлагается увидеть в каждой кляксе, как можно больше изображений предметов. Задание вызывает у ребят эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредотачивает внимание ребенка на физических действиях, вызывающих эти эмоции. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулирует воображение и увлечение игрой в «Кляксы».
В игре с опорой на реальность «Фоторобот» дети представляют себя детективами, которым предстоит составить фоторобот человека, придумать ему имя, профессию, рассказать о его характере. Для этой игры нужно изготовить стимульный материал: портреты с репродукций (плакатов, обложек, журналов, разрезанные на полосы – отдельно лоб, подбородок, глаза, нос, рот (по количеству детей).
Во втором блоке основной целью является развитие невербального воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры, направленные на создание самостоятельных образов, которые предполагают самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.
Первая игра-беседа является вводной для дальнейшего развития невербального воображения. В ней активную роль играет взрослый, а дети становятся помощниками в его творчестве. Постепенно дети начинают действовать примерно так, как им показывают на первом занятии, то есть переходят с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.
Эффективным приемом в создании самостоятельных образов являются наводящие вопросы. Благодаря этим вопросам происходит активизация внимания, мышления и речи, развивается воображение.
Для формирования пространственной ориентировки, общей моторики, образного мышления, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения, в старшей возрастной группе предлагается детям работать со схематическими изображениями человечка: игра «Придумай зарядку». Перед началом игры необходимо показать схематическое изображение человечка, выполняющего определенные движения, для того, чтобы выяснить умеют ли дети анализировать схему предмета. После завершения предварительной работы детям предлагается придумать и схематически изобразить комплекс упражнений для утренней зарядки. Чтобы повысить эффективность работы, в заключении игры ребята обмениваются рисунками и стараются правильно выполнить упражнения, изображенные другими детьми.
Развитию невербального и эстетического восприятия способствует проведение серии игр с красками автора О. М. Дьяченко : «Три краски», «Натюрморт», «Рисунок пальцами», «Музыка». В игре «Музыка» дошкольникам предлагается послушать музыкальное произведение (П. И. Чайковского «Времена года»). Затем изобразить образы, навеянные музыкой, используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.
Все игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов и самостоятельных образов способствуют активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – это рисование, конструирование, пластические упражнения, психогимнастика.
В третьем блоке работа должна быть направлена на развитие вербального воображения. Цель работы : развитие самостоятельного словесного творчества ребенка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Примером такой игры является игра «Шкатулка со сказками». Дети садятся в круг, в центре круга стояла «шкатулка со сказками», в ней кружки разного цвета. Дети поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирают персонажей или предметы и сочиняют сказку. Все, что придумывается детьми на занятиях, записывается, и результаты творческой деятельности собираются в библиотеку «Юный сочинитель».
Для развития активного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста главное место занимают игры-путешествия.
Игры – путешествия включают разнообразный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий должны быть составлены таким образом, что дети читают стихи, поют песни. Дети обыгрывают их, ритмически оформляют. Это, в свою очередь влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.
Игры-путешествия предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка сопровождается описанием предметов, явлений, подбираются образные, точные выражения. В этих играх допускаются бесконечные импровизации с учетом знаний детей принимаются любые дополнения и предложения детей. Примером такой игры является игра «Путешествие к осени».
Игры-путешествия закрепляют знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятиях, как «деревня», «город», «транспорт» : развивают интерес к сказкам, мультфильмам. Особенностью этих занятий является наличие домашних заданий, которые рассчитаны на активную помощь родителей.
Для развития творческого воображения в эти занятия можно включить психогимнастику, которая направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основной акцент делается на обучение элементам техники выразительных движений, на развитие у детей различных психических функций (внимания, память, воображение, а также на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Каждый этюд в психогимнастике сопровождается музыкой.
Каждое психогимнастическое упражнение включает в деятельность воображение (мысли, образы, чувства (эмоции, движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным компонентом, активизируется деятельность психических функций –мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев взрослого подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.
Можно внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование темы: «Мир профессии художника», «Я - фотограф».
На практике психолог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме) :
- создание тематических портфолио в группе («Взгляд в будущее», «Кем я стану»);
- тематические беседы (о путешествиях, о временах года)
- чтение рассказов и стихотворений, придумывание сказок, изменение окончаний сказок;
- разгадывание загадок;
- рассматривание различных иллюстраций; фотовыставки;
- экскурсии в парк, лес, деревню, по городу.
- создание творческих работ, связанных с временами года (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т. п.);
- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии;
- дидактические игры («Обобщение» - подобрать инструменты специалистам, «Фоторобот», «Модельер».)