НИНА ОСЬКИНА
Консультация «Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью успешной организации адаптации ребенка к дошкольной
образовательной организации будет – создание условий, облегчающих
адаптационный период при поступлении ребенка в ДОО.
Одним из определяющих условий успешной адаптации малышей
является предметно - развивающая среда. Она обеспечивала гармоничное
Публикация «Консультация „Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
развитие ребенка, создавала эмоционально-положительную атмосферу в
группе, помогала устраивать и проводить образовательную деятельность,
приучала детей к самостоятельным играм с постоянно усложняющимся
содержанием. В групповой комнате были созданы различные зоны: зона
творчества, игровая зона, зона уединения, книжный центр, и др. Особое
место в «подготовительной среде» занимала совокупность предметов или
практических материалов, соответствующих различным сферам
психофизического развития детей. Поэтому, организация центра сенсорной
культуры стало делом важным и необходимым. Он включал в себя материал
ориентированные на развитие отдельных чувств, таких, как тактильное
(ощущение прикосновения, термическое (температурные ощущения,
барическое (ощущение веса, стереогностическое (распознавание предметов
путем ощупывания). Мы стремились к тому, чтобы весь материал
обеспечивал бы одновременное участие тактильного и мускульного чувств, а
также чувство обоняния и вкуса, зрительное и звуковое восприятие. Мы
наполнили сенсорный центр различными игрушками: матрешками,
различными пирамидками, мозаиками, игрушками с подвижными частями со
звуковыми и тактильными элементами. Материал был подобран с учетом
разнообразия цвета, формы, величины, свойств и качеств материалов,
которые должны служить источником знаний о мире. Затем мы дополнили
его различным материалом и оборудованием, стимулирующие развитие
познавательной активности у детей. Также оборудовали дидактический стол
с комплектом развивающих пособий: набором для завинчивания из
элементов разных размеров, форм, цветов, различных шнуровок, игрушек на
текстильной основе, досок с вкладышами и др. Особое место в группе
отведено игровой зоне, в ней находились яркие и красивые игрушки, как для
девочек, так и для мальчиков, музыкальные книги, игрушки для развития
мелкой моторики, музыкальный магнитофон, мягкие пуфики и горка с
качелей. В игровой зоне присутствовал «принцип свободы и
самостоятельности действий», позволяющий ребенку самостоятельно
определять его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать,
комбинировать, самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и
способах действия, выбирать деятельность, проявляя свои индивидуальные
склонности и способности и т. п. Подбор игрушек и их размещение важно
для организации ситуативно-действенного общения. Игрушки в группе
располагались в соответствии с их игровым назначением, например, мишка в
коляске, кубики в машинке, кукла за столом. Такое расположение
подсказывало детям содержание игровых действий. Развивающая -среда в группе была организована так, чтобы дети легко,
свободно могли ориентироваться в ней и самостоятельно взаимодействовать
с предметами. Мы постоянно стремились вносить в групповую комнату
элементы новизны: разнообразные яркие игрушки различного качества,
коробочки, пирамидки, которые отличались функциональным разнообразием
существенно стимулировало развитие общения со взрослыми и,
следовательно, развитие познавательной активности у малышей.
Приоритетными педагогическими условиями на этапе работы с детьми
были учет индивидуальных особенностей адаптации детей 2-3 лет к
дошкольной образовательной организации в процессе построения работы с
ними. Для детей, имеющих низкий уровень адаптации, работа строилась
поэтапно, первоначально начиная со стабилизации эмоционального
состояния ребенка и только затем переходя к устранению оставшихся
проблем адаптации. Для дошкольников, имеющих средний уровень
адаптации, работа начиналась с формирования положительного отношения к
взрослым и сверстникам, направлена на расширение социальных контактов
ребенка. Для дошкольников, не имеющих проблемы в адаптации, работа
проводилась по развитию их познавательной и игровой деятельности.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на
детский сад, позитивное отношение к нему, т. е. предполагала создание
эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,
внимания в дошкольном учреждении.
Одной из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно
быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя
увереннее, хозяином ситуации, т. е. формирование у ребенка чувства
уверенности. Для формирования чувства уверенности в окружающем было
проведено: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с
воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между
воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др.
комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Для организации успешной адаптации дошкольников учитывались
возрастные и психические особенности детей данного возраста. В работе
использовались формы и методы работы, соответствующие их
возрастным и индивидуальным способностям, поддерживалось
положительное и доброжелательное отношение детей друг к другу, что
способствовало успешной адаптации и более комфортному дальнейшему
пребыванию ребенка в детском саду.
Приоритетным направлением по повышению адаптированности детей
раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной
организации считалось включение детей в игровую деятельность.
Средствами игровых технологий достигалось снижения уровня
адаптационного стресса, который дети испытывали при поступлении в
дошкольное учреждение. Дошкольники принимали участие в серии
конкурсов и развивающих игр, что помогало им проявить себя, свой
творческий потенциал. Кроме того, процесс совместного участия детей в
играх обеспечивал возможность установить контакты между ними,
активизировать всех членов группы, способствовал созданию благоприятной
атмосферы. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
являлась понятным и привычным для ребенка действием. Кроме того, в
процессе игры у детей формировались навыки коммуникативного общения,
взаимопомощи, творческое мышление. Игра также способствовала
социализации личности ребенка.
Педагогическая работа с дошкольниками предполагала формирование
структурных компонентов адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольной образовательной организации.
В формировании когнитивного компонента адаптации детей раннего
дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
использовался цикл рассказов С. А. Баруздина «Светлана», Н. Д. Калининой
«Малыши». Слушая такие рассказы, ребенок знакомился с особенностями
детского сада, его режимом, людьми, которые в нем работают, и др.
Становилось понятно, что в детском саду ребята едят, спят, лепят, рисуют,
общаются, гуляют, танцуют и т. д. 3 Помочь составить представление
о детском садике помогали и стихотворения З. Александровой «Новые ясли»
и «Катя в яслях», О. Высотской «Детский сад», Е. Тараховской «Тихий час»,
Н. Найденовой «Ольга Павловна» и «Наши полотенца», И. Гуриной «Мой
садик» и «Школа малышат», Н. Найденовой «Новая девочка». Сказка
в стихотворной форме «Правила поведения для воспитанных детей»
(Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова) также формировала
представление о детском саде, правилах, соблюдение которых требовалось
от них. Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Вера и
Анфиса идут в детский сад» рассказывал удивительную историю о
посещении сада девочкой и обезьянкой и о том, что из этого вышло.
В формировании психо-эмоционального компонента адаптации детей
раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной
организации мы использовали такие формы и методы работы как : элементы
телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном; песок, вода
стабилизировали эмоциональное состояние детей, давали простор для
экспериментирования, предполагали возможность успешно играть как
одному, так и находясь в составе группы. В процессе адаптации ребенка мы
старались создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группе,
формировать у ребенка чувство уверенности, защищенности, доверия к
воспитателю. В работе с детьми использовали следующие игровые методы и
приемы: подвижные игры; игры-упражнения; словесные игры; пальчиковые
игры, релаксационные игры. Среди них игры: «Деревья», «Цветы и пчелы»,
«Паровозик», «Листопад», «Шагают ножки», «Кап-кап-кап», «Иго-го! Игого!», «Снежинки» и др.
В формировании поведенческого компонента адаптации детей раннего
дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
мы использовали сюжетные игры на тему «Детский сад».
Значимым так же является следующие педагогическое условие –
организация информированности семей и педагогов по вопросам адаптации
ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Информирование родителей и других членов семей воспитанников, а так же
педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения по
вопросам адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного
учреждения осуществлялось с помощью публикаций брошюр, листовок,
пособий на тему «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»,
«Трудности адаптационного периода», папок-передвижек «Готовимся к
детскому саду». Печатные издания распространялись в дошкольном
образовательном учреждении среди родителей и воспитателей по группам,
находились в методическом кабинете и кабинете заведующего. Созданная
нами стендовая информация «Советы психолога» – форма информирования
родителей и других членов семей воспитанников, а так же педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с помощью стендов
находящихся в учреждении по вопросам адаптации ребенка раннего возраста
к условиям дошкольного учреждения. Следующей формой информирования
родителей и других членов семей воспитанников, а так же педагогический
коллектив дошкольного образовательного учреждения по вопросам
адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
выступали беседы и консультации по теме. Консультации и беседы с
педагогами проводились заведующей. Для родителей детей, посещающих
группу проводилось родительское собрание, в котором принимали участие
заведующая дошкольной организации, методист, психолог, медик,
воспитатели групп. Специалисты раскрывали особенности работы детского
сада, группы детей раннего возраста, знакомили с направлениями
педагогической деятельности образовательной организации, отвечали на
вопросы родителей. Для оптимизации процесса успешной адаптации к
условиям детского сада мы также провели работу с семьями – дали
квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям
общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье,
сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков,
навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со
взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями воспитанников детского
сада, раскрывались основные закономерности формирования навыков и
привычек, их последовательность; значение своевременного формирования
необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего
самочувствия в адаптационный период.
Методический материал по формированию адаптированности детей
раннего возраста к дошкольной образовательной организации представлен
в приложении В.
Таким образом, система работы по адаптации детей раннего
дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
предполагала следование следующим педагогическим условиям : создание
предметно-развивающей среды; учет индивидуальных особенностей
адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации в
процессе построения работы с ними; создание эмоционально благоприятной
атмосферы в группе; формирование у ребенка чувства уверенности;
использование форм и методов работы, соответствующих их возрастным и
индивидуальным способностям; включение детей в игровую деятельность;
формирование структурных компонентов адаптации детей раннего
дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной
организации; организация информированности семей и педагогов по
вопросам адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного
учреждения.