Приложение МААМ

Консультация «Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»

НИНА ОСЬКИНА
Консультация «Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Целью успешной организации адаптации ребенка к дошкольной

образовательной организации будет – создание условий, облегчающих

адаптационный период при поступлении ребенка в ДОО.

Одним из определяющих условий успешной адаптации малышей

является предметно - развивающая среда. Она обеспечивала гармоничное

Публикация «Консультация „Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО“» размещена в разделах

развитие ребенка, создавала эмоционально-положительную атмосферу в

группе, помогала устраивать и проводить образовательную деятельность,

приучала детей к самостоятельным играм с постоянно усложняющимся

содержанием. В групповой комнате были созданы различные зоны: зона

творчества, игровая зона, зона уединения, книжный центр, и др. Особое

место в «подготовительной среде» занимала совокупность предметов или

практических материалов, соответствующих различным сферам

психофизического развития детей. Поэтому, организация центра сенсорной

культуры стало делом важным и необходимым. Он включал в себя материал

ориентированные на развитие отдельных чувств, таких, как тактильное

(ощущение прикосновения, термическое (температурные ощущения,

барическое (ощущение веса, стереогностическое (распознавание предметов

путем ощупывания). Мы стремились к тому, чтобы весь материал

обеспечивал бы одновременное участие тактильного и мускульного чувств, а

также чувство обоняния и вкуса, зрительное и звуковое восприятие. Мы

наполнили сенсорный центр различными игрушками: матрешками,

различными пирамидками, мозаиками, игрушками с подвижными частями со

звуковыми и тактильными элементами. Материал был подобран с учетом

разнообразия цвета, формы, величины, свойств и качеств материалов,

которые должны служить источником знаний о мире. Затем мы дополнили

его различным материалом и оборудованием, стимулирующие развитие

познавательной активности у детей. Также оборудовали дидактический стол

с комплектом развивающих пособий: набором для завинчивания из

элементов разных размеров, форм, цветов, различных шнуровок, игрушек на

текстильной основе, досок с вкладышами и др. Особое место в группе

отведено игровой зоне, в ней находились яркие и красивые игрушки, как для

девочек, так и для мальчиков, музыкальные книги, игрушки для развития

мелкой моторики, музыкальный магнитофон, мягкие пуфики и горка с

качелей. В игровой зоне присутствовал «принцип свободы и

самостоятельности действий», позволяющий ребенку самостоятельно

определять его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать,

комбинировать, самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и

способах действия, выбирать деятельность, проявляя свои индивидуальные

склонности и способности и т. п. Подбор игрушек и их размещение важно

для организации ситуативно-действенного общения. Игрушки в группе

располагались в соответствии с их игровым назначением, например, мишка в

коляске, кубики в машинке, кукла за столом. Такое расположение

подсказывало детям содержание игровых действий. Развивающая -среда в группе была организована так, чтобы дети легко,

свободно могли ориентироваться в ней и самостоятельно взаимодействовать

с предметами. Мы постоянно стремились вносить в групповую комнату

элементы новизны: разнообразные яркие игрушки различного качества,

коробочки, пирамидки, которые отличались функциональным разнообразием

существенно стимулировало развитие общения со взрослыми и,

следовательно, развитие познавательной активности у малышей.

Приоритетными педагогическими условиями на этапе работы с детьми

были учет индивидуальных особенностей адаптации детей 2-3 лет к

дошкольной образовательной организации в процессе построения работы с

ними. Для детей, имеющих низкий уровень адаптации, работа строилась

поэтапно, первоначально начиная со стабилизации эмоционального

состояния ребенка и только затем переходя к устранению оставшихся

проблем адаптации. Для дошкольников, имеющих средний уровень

адаптации, работа начиналась с формирования положительного отношения к

взрослым и сверстникам, направлена на расширение социальных контактов

ребенка. Для дошкольников, не имеющих проблемы в адаптации, работа

проводилась по развитию их познавательной и игровой деятельности.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения

взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на

детский сад, позитивное отношение к нему, т. е. предполагала создание

эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Это зависит от

профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,

внимания в дошкольном учреждении.

Одной из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно

быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя

увереннее, хозяином ситуации, т. е. формирование у ребенка чувства

уверенности. Для формирования чувства уверенности в окружающем было

проведено: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с

воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между

воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др.

комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

Для организации успешной адаптации дошкольников учитывались

возрастные и психические особенности детей данного возраста. В работе

использовались формы и методы работы, соответствующие их

возрастным и индивидуальным способностям, поддерживалось

положительное и доброжелательное отношение детей друг к другу, что

способствовало успешной адаптации и более комфортному дальнейшему

пребыванию ребенка в детском саду.

Приоритетным направлением по повышению адаптированности детей

раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной

организации считалось включение детей в игровую деятельность.

Средствами игровых технологий достигалось снижения уровня

адаптационного стресса, который дети испытывали при поступлении в

дошкольное учреждение. Дошкольники принимали участие в серии

конкурсов и развивающих игр, что помогало им проявить себя, свой

творческий потенциал. Кроме того, процесс совместного участия детей в

играх обеспечивал возможность установить контакты между ними,

активизировать всех членов группы, способствовал созданию благоприятной

атмосферы. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

являлась понятным и привычным для ребенка действием. Кроме того, в

процессе игры у детей формировались навыки коммуникативного общения,

взаимопомощи, творческое мышление. Игра также способствовала

социализации личности ребенка.

Педагогическая работа с дошкольниками предполагала формирование

структурных компонентов адаптации детей раннего дошкольного возраста

к условиям дошкольной образовательной организации.

В формировании когнитивного компонента адаптации детей раннего

дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

использовался цикл рассказов С. А. Баруздина «Светлана», Н. Д. Калининой

«Малыши». Слушая такие рассказы, ребенок знакомился с особенностями

детского сада, его режимом, людьми, которые в нем работают, и др.

Становилось понятно, что в детском саду ребята едят, спят, лепят, рисуют,

общаются, гуляют, танцуют и т. д. 3 Помочь составить представление

о детском садике помогали и стихотворения З. Александровой «Новые ясли»

и «Катя в яслях», О. Высотской «Детский сад», Е. Тараховской «Тихий час»,

Н. Найденовой «Ольга Павловна» и «Наши полотенца», И. Гуриной «Мой

садик» и «Школа малышат», Н. Найденовой «Новая девочка». Сказка

в стихотворной форме «Правила поведения для воспитанных детей»

(Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова) также формировала

представление о детском саде, правилах, соблюдение которых требовалось

от них. Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Вера и

Анфиса идут в детский сад» рассказывал удивительную историю о

посещении сада девочкой и обезьянкой и о том, что из этого вышло.

В формировании психо-эмоционального компонента адаптации детей

раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной

организации мы использовали такие формы и методы работы как : элементы

телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном; песок, вода

стабилизировали эмоциональное состояние детей, давали простор для

экспериментирования, предполагали возможность успешно играть как

одному, так и находясь в составе группы. В процессе адаптации ребенка мы

старались создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группе,

формировать у ребенка чувство уверенности, защищенности, доверия к

воспитателю. В работе с детьми использовали следующие игровые методы и

приемы: подвижные игры; игры-упражнения; словесные игры; пальчиковые

игры, релаксационные игры. Среди них игры: «Деревья», «Цветы и пчелы»,

«Паровозик», «Листопад», «Шагают ножки», «Кап-кап-кап», «Иго-го! Игого!», «Снежинки» и др.

В формировании поведенческого компонента адаптации детей раннего

дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

мы использовали сюжетные игры на тему «Детский сад».

Значимым так же является следующие педагогическое условие –

организация информированности семей и педагогов по вопросам адаптации

ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Информирование родителей и других членов семей воспитанников, а так же

педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения по

вопросам адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного

учреждения осуществлялось с помощью публикаций брошюр, листовок,

пособий на тему «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»,

«Трудности адаптационного периода», папок-передвижек «Готовимся к

детскому саду». Печатные издания распространялись в дошкольном

образовательном учреждении среди родителей и воспитателей по группам,

находились в методическом кабинете и кабинете заведующего. Созданная

нами стендовая информация «Советы психолога» – форма информирования

родителей и других членов семей воспитанников, а так же педагогического

коллектива дошкольного образовательного учреждения с помощью стендов

находящихся в учреждении по вопросам адаптации ребенка раннего возраста

к условиям дошкольного учреждения. Следующей формой информирования

родителей и других членов семей воспитанников, а так же педагогический

коллектив дошкольного образовательного учреждения по вопросам

адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

выступали беседы и консультации по теме. Консультации и беседы с

педагогами проводились заведующей. Для родителей детей, посещающих

группу проводилось родительское собрание, в котором принимали участие

заведующая дошкольной организации, методист, психолог, медик,

воспитатели групп. Специалисты раскрывали особенности работы детского

сада, группы детей раннего возраста, знакомили с направлениями

педагогической деятельности образовательной организации, отвечали на

вопросы родителей. Для оптимизации процесса успешной адаптации к

условиям детского сада мы также провели работу с семьями – дали

квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям

общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье,

сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков,

навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со

взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями воспитанников детского

сада, раскрывались основные закономерности формирования навыков и

привычек, их последовательность; значение своевременного формирования

необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего

самочувствия в адаптационный период.

Методический материал по формированию адаптированности детей

раннего возраста к дошкольной образовательной организации представлен

в приложении В.

Таким образом, система работы по адаптации детей раннего

дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

предполагала следование следующим педагогическим условиям : создание

предметно-развивающей среды; учет индивидуальных особенностей

адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации в

процессе построения работы с ними; создание эмоционально благоприятной

атмосферы в группе; формирование у ребенка чувства уверенности;

использование форм и методов работы, соответствующих их возрастным и

индивидуальным способностям; включение детей в игровую деятельность;

формирование структурных компонентов адаптации детей раннего

дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной

организации; организация информированности семей и педагогов по

вопросам адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного

учреждения.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 09:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Система работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем НИНА ОСЬКИНА (УИ 1009340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД