Татьяна Луговая
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении заместителей заведующих по ВМР по теме "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО". В выступлении освещена работа ДОУ по проведению мониторинга интегративных качеств и уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям дошкольников. Освещена работа по программе "Детство". Для собравшихся был представлен материал как теоретический, так и практический. Представлен был практический материал, который используется в дошкольном учреждении. В результате работы дошкольное учреждение получило положительную оценку по проведению мониторинга с учетом требований ФГТ.
Публикация «„Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО“» размещена в разделах
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в п. 3.6. определяют требования к планируемым результатам и системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
На основе анализа научных исследований М. М. Поташник, Сафоновой О. А., Крулехт М. В., К. Ю. Белая и д. р. и современного педагогического опыта выдвинуто предположение о том, что мониторинг является фактором рефлексивного управления качеством дошкольного образования и развития субъектов при условии:
- обеспечения педагогов и специалистов всех уровней достоверной информацией, дающей представление о количественных и качественных изменениях в развитии ребенка;
- включения в содержание мониторинга корректных диагностик;
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования должен быть направлен на определение соответствия педагогической деятельности целям и задачам дошкольного учреждения, ФГТ и внутреннему стандарту, прописанному в основной общеобразовательной программе дошкольного образования нашего дошкольного учреждения.
Система мониторинга будет эффективной при условии соблюдения следующих принципов:
• системности,
• целенаправленности,
• объективности,
• адекватности,
• целостности,
• преемственности.
•
Известно, что мониторинг представляет собой систему сбора, и обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а так же об удовлетворении образовательных потребностей родителей.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Модель мониторинга разрабатывается в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения и социального заказа родителей, желающих видеть своих детей, прежде всего здоровыми, крепкими, развитыми. Выбор критериев и средств оценки, являющихся важными элементами системы мониторинга, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры дошкольного учреждения. Однако необходимы общие походы к его построению с учетом ФГТ.
Хочу напомнить, что в разделе 3.6. ФГТ описаны требования к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов : «Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
Наше дошкольное образовательное учреждение работает по своей образовательной программе, а содержательная часть из программы «Детство» под редакцией Веры Иосифовны Логиновой, по которой мы работаем уже несколько лет. Девиз данной программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы и придают ей единую направленность. Тесная связь между разделами позволяет интегрировать образование при решении воспитательно-образовательных задач и дает возможность в единстве развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В соответствии с требованиями ФГТ программа «Детство» была переработана и обновлена, в связи с чем, нами была приобретена новая версия программы, которая на данный момент является примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, а также полностью соответствует всем требованиям, но грифа Министерства образования у нее еще пока нет.
Для более успешного проведения мониторинга в детском саду была проведена работа с педагогами, позволившая более полно осветить данный вопрос. В период с 2011 года с педагогами проводились консультации на темы: «Мониторинг планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Организация мониторинга в нашем дошкольном учреждении», с молодыми педагогами проводились консультации: «Что такое мониторинг», «Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГТ», кроме того наставниками планируется работа по проведению мониторинга с детьми совместно с молодыми педагогами.
Работая по программе, мы с педагогами разрабатывали задания для проведения диагностики для каждой возрастной группы, старались затронуть каждую образовательную область, разрабатывали таблицы для отображения результатов.
В настоящее время для программы «Детство» изданы диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности.
Мониторинг детского развития мы проводим два раза в год.
При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:
- педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результат не влияет на мнение педагога о ребенке в эмоциональном или этическом аспекте, он должен рассматриваться как конфиденциальная информация. Результат нужен педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать ребенку.
- диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную работу педагог проводит незаметно для детей.
- при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:
1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;
2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;
3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с ними;
4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая, что игра – это основной вид, та предлагается использовать задание «Почтовый ящик», в котором находится письмо-просьба, письмо-задание для определенного ребенка.
5. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.
Мы пришли к выводу, что самым оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (начало учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому моменту, выясняются проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя, специалистов. На основе этой диагностики воспитатель с педагогами-специалистами определяют задачи работы и проектируют образовательный маршрут ребенка на год, в котором определяют методы поддержки и содержание работы с ним.
В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками нашего учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Её педагоги проводят не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого имеются проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга используются включенное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в их естественных условиях, в повседневной жизни, тестовые задания детям (в которых детям предлагается ответить на ряд вопросов или выполнить определенное задание, беседы. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования. По результатам промежуточной диагностики педагоги вносят коррективы в свою работу с детьми, которые имеют отражение в индивидуальной работе.
Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов.
Первый этап - предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.
Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:
- определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы остаться незамеченным.
- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив образовательного процесса.
- выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы, либо блокнот).
Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.
Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
В нашем мониторинге мы используем не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, но с частичной помощью
5 баллов – все задания ребенок выполняет самостоятельно.
Почти по такому же принципу оцениваются уровни интегративных качеств дошкольников.
По итогам мониторинга воспитатели заполняют таблицы по образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься из нашего ДОУ согласно образовательной программе дошкольного учреждения.
Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения образовательной работы с детьми.