Жанна Губарева
Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа призвана решать задачи повышения профессиональной компетентности педагогов и развития творческого потенциала педагогического коллектива. Методическая работа эффективна, если она организована как целостная система и ее успех во многом зависит от заинтересованности и умения коллектива организовывать воспитательно-образовательный процесс.
Публикация «Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ, Проект» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
В свете новых требований к профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений передо мной, как методистом встала задача помочь педагогам углубить различные аспекты их профессиональной подготовки. В связи с этим возникла необходимость провести исследование влияния системы методической работы нашего учреждения на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Цель проекта: выявление и проверка на практике эффективности системы методической работы, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Объект: профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения.
Предмет: система методической работы как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагогов.
Задачи проекта:
1. Конкретизировать сущность понятия «профессиональная компетентность педагога ДОУ», уточнить определение «методическая работа».
2. Оценить педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога.
3. Разработать и апробировать систему методической работы, способствующую развитию профессиональной компетентности педагогов.
4. Определить степень влияния системы методической работы на развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ.
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогла мне оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но и выявить профессиональные запросы и потребности, а, следовательно, на основе этого:
найти новые пути организации методической работы в ДОУ;
определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами;
создать такую образовательную, информационную среду, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого в отдельности и педагогического коллектива в целом.
Данные об уровне педагогического мастерства и квалификации воспитателей, сплоченности педагогического коллектива позволили мне выбрать те формы и методы работы с педагогами, которые в конечном итоге содействовали бы профессиональному становлению педагогов и созданию коллектива единомышленников. Мы организуем методическую работу с учетом жизненных и профессиональных установок, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитываем особенности мотивации воспитателей, т. е. отношение к своему профессиональному росту.
II этап – практическое осуществление методической работы.
Для оказания реальной и адресной методической помощи воспитателям строю методическую работу с целью выявления затруднений педагогов и проектирую действия по созданию режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога. Проблемно – ориентированный анализ методической работы позволил мне выявить проблемы отдельных педагогов, и всего педагогического коллектива в целом.
Ключевыми направлениями методической работы в 2010-2012гг. были:
организация индивидуально-дифференцированного подхода к педагогическим кадрам в системе методической работы;
оказание методической помощи по вопросам профессиональных проблем педагогов в их практической деятельности;
развитие и саморазвитие профессионального мастерства воспитателей.
Так как в нашем коллективе на 2010г. было 50 % молодых педагогов, то у нас сложилась своя система работы с молодыми специалистами, способствующая их профессиональному росту, освоению ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы. В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов профессионального становления.
В нашем учреждении функционирует, и хорошо себя зарекомендовала такая форма методической работы как "Педагогическая гостиная молодого воспитателя", целью которой является помощь начинающим специалистам в повышении их профессиональной компетентности. Встречи проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих воспитателей. К работе "Педагогической гостиной молодого воспитателя" привлекаются опытные, творческие педагоги. В рамках гостиной рассматриваются теоретические и практические вопросы. С целью познания работы, перенимания опыта коллег активно используются открытые показы с последующим обсуждением увиденного.
Для повышения эффективности методической работы с опытными педагогами и педагогами с установившимся стилем работы, придания ей личностно-ориентированного характера была разработана система совершенствования профессиональной компетентности данных педагогов.
Мы проводили «Семинары-практикумы» - на различные темы и в ходе проведения занятий предусматривали возможность обсуждения различных проблемных ситуаций, развертывания дискуссий. При организации «Деловых игр» - ставили целью повысить интерес у педагогов, вызвать высокую активность, совершенствовать умения в разрешении реальных педагогических проблем. «Творческие микрогруппы» создавали для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы и прочее. Организована работа «Школы передового опыта» для распространения опыта работы лучших педагогов детского сада среди молодых воспитателей и педагогов, не имеющих квалификационной категории, малоактивных педагогов. Разовой формой работы, с целью распространения опыта работы проводились «Мастер-классы». «Тренинги» преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей педагогов до формирования их устойчивого педагогического мышления. Тренинги позволяют анализировать работу коллег и осуществлять самоанализ. «Временные творческие коллективы» - организовывались для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекта занятия и др.
В учреждении целенаправленно ведется работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта. С целью оказания помощи педагогам в детском саду проводятся следующие мероприятия:
проведение круглого стола после изучения опыта;
просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,
изучение новинок литературы по данному вопросу;
организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,
показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;
проведение консультации;
в методическом кабинете постоянно действует выставка «Уголок аттестации».
Таким образом, созданная в учреждении система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.
Основным направлением III этапа работы над проектом стало проведение повторной педагогической диагностики, подведение итогов проекта и обобщение результатов работы.
Анализируя результаты методической работы в учреждении следует отметить, что:
разработанная педагогическая диагностика позволяет глубоко изучить профессиональные и личностные качества педагогов, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, а также элементы передового опыта;
психологический климат в учреждении является в целом благоприятным для педагогического творчества;
учреждении создана атмосфера сотрудничества среди членов педагогического коллектива;
методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс - обеспечено повышение профессиональной компетентности и квалификации сотрудников непосредственно в учреждении.
Список литературы:
1. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2006. - № 6(32). - С. 70-79.
2. Волобуева Л. М., Толкачева Г. Н. Новые подходы к подготовке педагогов дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 8. – с. 4-11.
3. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 10. – с. 5-15.
4. Казаркина Л. В. Педагогические объединения в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 9. – с. 16-28.
5. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 160 с. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
6. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1(35). - С. 4-8.