Елизавета Евдокимова
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая коррекция - консультирование родителей
Клиническая картина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью включает 90 факторов. При таком большом количестве нарушений маловероятно найти лекарственное средство для излечения этого заболевания.
Для эффективной помощи этим детям специалисты предлагают использовать комплексный уход, сочетающий в себе медицинские, психологические и педагогические методики.
Из всех психолого-педагогических методик самая важная - поведенческая терапия. Её цель - изменить ближайшее окружение ребёнка, отношение педагогов и родителей, создать благоприятную среду для развития.
Публикация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ),» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Консультирование родителей:
Проводится плановая разъяснительная работа с родителями в двух направлениях:
1. Просветительские беседы.
2. Практические занятия (игровая терапия, тренинги).
В процессе работы необходимо убедить родителей. Что от их понимания и участия в жизни ребёнка зависит то, вырастет ли он полноценным человеком и какое место займёт во взрослой жизни.
На практических занятиях родителей обучают, как правильно общаться с ребёнком, как организовывать его жизнь, питание, домашнюю среду, как контролировать его деятельность и направлять активность в полезное русло, готовить домашние занятия, играть и т. д.
Во время семинаров и тренингов взрослые учатся правильному демократичному общению, способам решения конфликтов, методам релаксации и аутотренинга.
Пути преодоления
1. Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».
2. Составить список запретов и чётко ему следовать.
3. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).
4. Осуществлять работу с гневом (можно использовать методику «Лестница гнева»).
Режим дня
В душе гиперактивного ребёнка царит хаос. Обязательно надо упорядочить его жизнь. Только строгий режим дня даст возможность контролировать ребёнка. Чем яростней бушует стихия, тем крепче должны быть берега.
Строгое соблюдение режима дня позволит ребё нку:
а) обучаться структуре деятельности. Это позволит ему больше концентрироваться на своих обязанностях, учиться саморегулированию;
б) не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.
Разрабатывая режим дня, следует учесть основные принципы:
- режим дня не должен быть разработан на длительное время;
- должен быть удобен как взрослому (родителю, так и ребёнку;
- не должен мешать посещать детские образовательные учреждения;
- должен учитывать индивидуальные биоритмы ребёнка и его интересы.
Прогулка
Для гиперактивных детей большое значение имеют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе.
1. На прогулке происходит обогащение кислородом. Это улучшает работоспособность мозга, приводит к улучшению внимания и памяти.
2. Удовлетворяется потребность в двигательной подвижности. Выплёскивается излишняя активность и происходит снятие психического напряжения.
3. Происходит социализация ребёнка в естественных условиях - на детской площадке.
Сон
Гиперактивный ребёнок должен спать до 12 часов в сутки.
Надо помнить, что нервная система отдыхает с 21 до 24 часов. Поэтому, если ребёнок ложится поздно, и даже достаточно много спит, нервная система не получит полноценного отдыха. Это скажется на учёбе, внимательности, усилятся признаки раздражительности и агрессивности.
То же самое касается и дневного сна.
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям нужен дневной сон продолжительностью 2-4 часа.
Суточные биоритмы
При построении режима дня необходимо учесть индивидуальные особенности ребёнка - его суточные биоритмы («жаворонок», «сова»).
Диета
Для гиперактивного ребёнка важно организовать полноценное сбалансированное питание.
Следует соблюдать принципы раздельного питания, домашние блюда, использовать больше свежих овощей и фруктов. С осторожностью вводить в рацион аллергеносодержащие продукты: яйца, сметану, жирный творог, продукты с консервантами, красные фрукты и овощи.
Игра
Игра - ведущая деятельность ребёнка.
Правила при игре:
1. Не ругать ребёнка при ком-то. Все спорные вопросы выяснять наедине.
2. Не прибегать к физическому наказанию. При общении с ребёнком избегать оценку его личности. Если он поступил, не говорить ему, что он плохой. Сказать, что это был плохой поступок. Не сравнивать ребёнка с другими детьми.
3. Уметь признавать свои ошибки при ребёнке. Это покажет ребёнку, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает.
4. Такой опыт поможет малышу легче справляться со своими ошибками, что благотворно повлияет на формирование адекватной самооценки.
Оптимальный возраст для коррекции СДВГ - 5-7 лет.
Занятия
1 задача: научить ребёнка завершать начатое дело.
2 задача: научить вовремя, переключаться с одного вида деятельности на другой.
3 задача: тренировать вначале только одну функцию ( например: внимание и не замечать, что во время занятия ребёнок ерзает и вскакивает с места).
4. задача: развивать голову (развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других).
5. задача: правильно организовать рабочее место (свой тихий и спокойный уголок у ребёнка).
Формирование самоконтроля и организации деятельности.
Гиперактивные дети нуждаются в постоянном контроле, так как контролировать себя, своё поведение и свои чувства сами не могут.
Можно выделить три направления организации контроля.
1. Организация строгого режима дня.
2. Организация деятельности.
3. Концентрация внимания.
Соблюдение чёткого режима дня позволит ребёнку сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно структурировать свою деятельность и научиться саморегуляции.
Контроль деятельности должен идти по пути продуктивного использования. Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
Физзарядка - это один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ.
Наказание
Гиперактивный ребёнок в силу своей сверхподвижности и повышенной отвлекаемости часто оказывается в ситуации постоянного наказания.
Следует стараться не кричать на ребёнка - от этого страдает его психика. Объясняйте всё спокойным тоном. Чтобы ваше общение происходило на «равных» позициях.
Самое страшное наказание для ребёнка - постановка в угол.
Такая мера наказания может развивать фобии, комплексы, снижение самооценки и другие личностные нарушения.
Самый лучший способ взаимодействия с ребёнком - сотрудничество.
Программа поощрения и поддержки:
Домашняя программа вознаграждения включает следующие моменты:
1. Каждый день перед ребёнком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
4. В течение недели за каждый положительный результат ребёнок получает очки или баллы (система оценивания должна быть вывешена).
5. При достижении значительных результатов в учёбе и поведении ребёнок получает большое вознаграждение.
Территория:
Гиперактивному ребёнку нужно место и территория для «разгрузок». Частые прогулки, особенно перед сном и спокойной деятельностью; личное место в квартире (как для активных, так и для спокойных игр, для личных вещей).
Поведенческая терапия:
При гиперактивности наблюдается расстройство инициирования действий. Цель методики поведенческой терапии - научить ребёнка концентрировать внимание при управлении действием. Она включает три метода:
1. Ситуативное управление: целенаправленное поощрение спокойного поведения и лишение поощрения при гиперактивном поведении в детском саду, школе и дома.
2. Ограничение, «обеднение» окружающего мира ребёнка. Например, домашние задания делаются в такой обстановке, чтобы в поле зрения не было никаких других раздражителей (игрушек, книжек).
3. Установление дополнительных критериев действия. Перед непосредственным выполнением действия дети учатся давать себе команду: «Стоп. Вначале подумай». Таким образом, неадекватное действие предотвращается дополнительными барьерами [Айзерт, 1993].