Получи документы

«Сила волшебных слов» с использованием ТРИЗ-технологий. Занятие в средней группе с изучением крымскотатарского языка

Абсемиева Ленияр
«Сила волшебных слов» с использованием ТРИЗ-технологий. Занятие в средней группе с изучением крымскотатарского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в средней группе с изучением крымскотатарского языка по социально-коммуникативному развитию:

«Сила волшебных слов» с использованием ТРИЗ- технологий

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 20 Абсемиева Л. С.

Цель:

Познакомить с многочисленными способами приветствия и прощания, благодарности и извинения.

Задачи:

Темочки:

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, правдивости.

Воспитывать умение оценивать поступки.

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Формировать умение внимательно слушать воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка.

Вырабатывать практические навыки и умения в использовании правил речевого этикета.

Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развитие познавательной активности через использование игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»

Воспитывать внимательное отношение к слову, прививать любовь к родному крымскотатарскому языку.

Активизировать речь детей, посредством использования элементов ТРИЗ

Развивать речь, память, мышление, внимание, творческое воображение

Материалы и оборудования:

Ноутбук, презентация, ширма, игрушка «Карлсон», игрушки корова, курица. Музыкальное сопровождение: запись шума моторчика, песня «Что такое доброта»

Предварительная работа:

Чтение и анализ сказок и рассказов: В. Осеева «Волшебное слово», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Русская сказка «Муравей и голубка»

Беседы: «Что такое доброта», «Почему нужно уступать», «Помогать другу в беде»

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Хорошо- плохо», «Волшебные слова»

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Почему вы любите сказки?

(ответы детей)

Воспитатель: Я тоже люблю сказки, потому, что в них происходят разные чудеса!

Воспитатель: Я, например, знаю волшебные слова, произнеся которые, мы с вами можем быстро оказаться в сказочной стране. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова : «Раз, два, три в сказку нас перенеси»

(Дети собираются возле воспитателя, закрывают глаза и повторяют вместе с воспитателем волшебные слова)

Основная часть

Воспитатель: - Балалар, бакъынъыз не къадар мусафир кельди, келинъиз, оларны селямлайыкъ. (Раздается шум моторчика, на ширме появляется Карлсон)

Карлсон:

Балалар, сизлерни корьмеге

Мен пек ашыкътым,

Сыртымдаки моторымнынъ

Пропеллери айлансын деп

Къойдым чокъча мен татлы

Вай! Не къадар бала! Сизлер мында не япасынъыз?

Мени таныдынъызмы?

Мен тербиели, тендюрист, къоджаман бир эркегим.

Воспитатель: Ребята! Можно сказать о Карлсоне, что он вежливый, воспитанный?

Что ему надо было сказать? (ответы детей). Я думаю, что Карлсон совсем не знает, что такое волшебные слова. И силу волшебных слов.

Карлсон: Ой, какие глупости, все эти ваши волшебные слова!

Воспитатель: - И совсем не глупости, а очень важные слова. Садись, Карлсон! Послушай ребят и поучись вежливости.

А вам, ребята, я помогу познакомиться с волшебными словами.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете :

А с волшебными словами

Мы идем по свету с вами.

Какие словам мы называем волшебными? (вежливые слова : сагъ олунъыз спасибо, лютфен пожалуйста, селям алейкум здравствуйте, сагълыкънен къалынъыз досвидание и т. д)

Почему?

Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица, люди начинают лучше относиться к тому, кто их произносит. Помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться к друг другу.

Вспомните, пожалуйста, одно и самых добрых и самых хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.

Круги Луллия

(Дети подходят к Кругам Луллия)

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, какие поступки изображены на верхнем круге? (хорошие)

А на нижнем круге (плохие)

Давайте, плохой поступок исправим и сделаем хорошим. (Дети по очереди находят пары и соединяют)

Карлсон: Спасибо!

Дети: Это слово «Здравствуйте!» (Селям алейкум)

Воспитатель: Верно, мы здороваемся и словно сеем добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет! Его надо знать!

«Селям алейкум Здравствуйте» — это волшебное слово

Нужно людям дарить снова и снова!

Скажите, ребята, когда вы встречаете взрослого человека, кто из вас должен поздороваться первым? (ребенок, а если мальчик встретился с девочкой? (мальчик, а мужчина с женщиной? (мужчина)

Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга?

Дети:

«Доброе утро Хайырлы сабалар»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» и сразу станет теплее и радостнее.

Воспитатель: Какие еще слова приветствия вы знаете?

Дети:Днем – «Добрый день Хайырлы кунь!», «Добрый вечер Хайырлы акъшамлар, «Доброй ночи Хайырлы геджелер!»

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу одну историю.

Сценка про корову.

По деревне шла корова,

Повстречала курицу.

И кричит: «Му-му, здорово!»

Прямо через улицу.

Перешла дорогу птица.

Строго говорит: «Коровка!

Так кричать здесь не годится.

Очень за тебя неловко!»

«Через поле, луг и двор.

Или через улицу.

Не ведем мы разговор!»

Продолжает курица.

А Буренка ей: «Му-му!

Поняла я что, к чему!

Вон идет навстречу кошка.

Перейдем через дорожку,

Будет кошка очень близко,

Мы ей скажем: «Здравствуй, Киска!»

Воспитатель: Что не правильно сделала корова? А как надо произносить эти слова?

Дети:

1. Глядя в глаза.

2. Дружелюбно и приветливо.

3. Негромко, но четко и ясно.

Воспитатель: Но вежливые слова, это не только слова приветствия. Есть очень важное слово, его говорят тогда, когда благодарят за что-то. Что это за слово?

Дети:«Спасибо! Сагъ олунъыз!»

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз:

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

В каких случаях мы говорим спасибо?

Физминутка

Воспитатель: Селям санъа алтын кунеш, (киваем головой)

Тез-тез кель бизге. (сгибание рук к себе)

Бизим аячыкъларымыз (имитация бега на месте)

Чабик-чабик чапсынлар

Косьтер тездже (руки на поясе, повороты в стороны)

Кунеш нурлары (поднять руки вверх и опустить)

Незакетли сёзлерни (присесть, соединить ладони лодочкой)

Тез-тез кетирсин (встать, ладони развернуть кверху).

А какое слово мы произносим в ответ на «спасибо» и тогда, когда обращаемся с просьбой?

Дети: Это слово «Пожалуйста!»

Воспитатель: Давайте с Вами, ребята, сыграем в игру «Пожалуйста Лютфен!»

Вы должны выполнять названные мною движения в том случае, если я скажу слово «Пожалуйста!». (Попрыгайте как зайчики, пожалуйста, покажите как зайчики грызут морковку; как котята показывают коготки, пожалуйста, моют лапки, лакают молоко; козлятки бодаются, скачут; птички клюют зернышки; гуси шипят и т. д.)

Воспитатель:А еще волшебное слово «Пожалуйста!» (лютфен) мы добавляем к словам «Извините, простите!»(багъышланъыз) если, вдруг, кого-то обидели.

Папа разбил драгоценную вазу –

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите!» сказал

И мама молчит,

Улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!», казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово

Но самое главное: чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не потеряло свою волшебную силу, надо помнить о том, что слово не должно расходиться с делом.

А еще мы в своей речи используем слова прощания. Послушайте стихотворение и скажите, что это за слово.

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее.

Сказать остается два слова.

И мы говорим: «До свидания».

Какие слова мы произносим, когда прощаемся?

Дети:

До свидания! Сагълыкнен къалынъыз!

Всего доброго! Яхшылыкъ тилейим!

Всего хорошего! Эйилик олсун!

Спокойной ночи! Хайырлы геджелер!

Воспитатель: Ребята, а какого человека можно назвать вежливым и воспитанным? Вежливый человек - это тот, кто относится к людям уважительно и ведёт себя спокойно, говорит негромким голосом, не кричит, не вредничает, а если ему что-то не нравится, старается терпеливо объяснить.

Кто-нибудь из вас может сказать про себя, что он вежливый? (ответы детей)

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Яман-яхшы

Алмакъ- бермек

Сындырмакъ- тюзетмек

Козьяш- кулькю

Сёгмек-макътамакъ

Воспитатель: Ну что, Карлсон, теперь ты понял, что вежливые слова это вовсе не ерунда, а очень важные и нужные для человека.

Карлсон: Спасибо, ребята, вы меня многому научили, теперь я точно буду самым вежливым и воспитанным мужчиной в самом расцвете сил. А можно я буду иногда прилетать к вам в гости?

Дети: Ну конечно можно, прилетай.

Карлсон: До свидания, ребята! До новых встреч! (звук моторчика, Карлсон улетает)

Воспитатель: Ну что же, ребята, я надеюсь, вы тоже сегодня чему-то научились и всегда будете вежливыми и воспитанными.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Секрет волшебных слов» — школа этикета ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Блок: «Я и общество» Раздел: «Школа этикета» Тема: «Секрет волшебных слов» Форма работы: Занятие – игра.

Фотоотчет о досуге к Всемирному Дню спасибо «Город волшебных слов»Фотоотчет о досуге к Всемирному Дню спасибо «Город волшебных слов» В зимний день 11 января отмечают замечательную дату " Всемирный день Спасибо"! В этот день все искренне благодарят друг друга за хорошие.

Досуг в средней группе «Секрет волшебных слов»Досуг в средней группе «Секрет волшебных слов» Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится.

Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебных трав целительная сила»Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебных трав целительная сила» Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе. «Волшебных трав целительная сила…» Цель: уточнить и расширить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сила волшебных слов» с использованием ТРИЗ-технологий. Занятие в средней группе с изучением крымскотатарского языка
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 16:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сила волшебных слов» с использованием ТРИЗ-технологий. Занятие в средней группе с изучением крымскотатарского языка» (включая файлы) размещена пользователем Абсемиева Ленияр (УИ 3198519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД