Приложение МААМ

«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»

Мария Онькова
«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости для общества постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов. Исследованию подвергаются пути формирования интеллектуальных способностей.

В рамках ФГТ в примерной основной общеобразовательной программе «Детство» особое внимание уделяется развитию детей в режиме дня. В примерный перечень форм включен интеллектуально-сенсорный тренинг, или «Школа мышления», который рекомендовано проводить 2 раза в месяц во второй половине дня. Основная цель тренинга - упражнять детей в освоенных способах действий, закреплять и уточнять представления, а также применять при решении разных задач. Он предполагает комплекс разнообразных заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.) и способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и др).

Публикация «„Школа мышления“ как форма развития интеллектуальных способностей детей“» размещена в разделах

Чтобы «Школа мышления» способствовала развитию способностей каждого ребенка, необходимо подбирать материал в соответствии с его возможностями. Чтобы определить эти возможности, я использую метод наблюдения и игры-задания из книги «Математика - это интересно», автора И. Н. Чеплашкиной, включающие набор ярких красочных картинок с логическим содержанием. Я предлагаю детям картинки с заданиями и анализирую быстроту решения игровой ситуации, самостоятельность и способность пояснять выбор. Результаты наблюдений помогают в дальнейшем дифференцированно подбирать нагрузку для каждого ребенка.

В непосредственно интеллектуально-сенсорный тренинг я включаю следующие математические игры, активизирующие познавательную активность:

- игры-головоломки («Головоломка Пифагора», «Геоконт», «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо»)

- игровые текстовые логические задачи (загадки на логику)

- игры-ходилки (бродилки)

- логические дидактические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Волшебные кубики», «Логическая мозаика»)

- игры для сенсорного и общего умственного развития («Сложи узор», «Сложи куб», «Уголки», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?»)

- игры для освоения форм, овладения счетом, различения цифр и условных знаков («Домино», «Шашки», «Лото», «Сколько?», «Веселый счет», «Считай дальше»).

Пробудить интерес к интеллектуальной деятельности, чувства и эмоции, так необходимые при сенсорном подходе, мотивировать на совместное выполнение заданий, детям помогают математические и логические игры, подобранные мною на основе сюжетной линии. Сюжет выстраиваю в соответствии с темой недели, например, «Путешествие к Морскому царю», «Помоги Дюймовочке улететь от Крота», «У куклы Маши день рождения» и т. д.

Так, при проведении тренинга в подготовительной группе, в качестве мотивации детям была предложена проблемная ситуация по оказанию помощи Морскому царю, где дети выразили желание вернуть в царство его умных подружек капелек, выполнив их задания. Капельки предлагали детям следующее: 1. Отгадать логические загадки. 2. Сложить «Головоломку Пифагора». 3. Игру «Засели домики» с «Блоками Дьенеша». 4. Выложить сказочных героев по образцу из «Палочек Кьюизенера». 5. Придумать подарок для Морского царя при помощи «Геоконта» (математического планшета). В ходе выполнения заданий дети объединялись в пары и микрогруппы. Им предоставлялась возможность посоветоваться, договориться о способе решения и совместно его выполнить. Я стимулировала мыслительную активность детей, всячески подбадривая, и ненавязчиво включая тех, кто пока еще не проявляет достаточной активности. Проявив заинтересованность, ребята включались в игру, увлекались ею, получали результат. Они сумели воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу, справились с классификацией фигур (блоков) по 3 свойствам; творчески подошли к созданию подарка, показали навыки сотрудничества.

По итогу тренинга мы провели рефлексию, обсудили с детьми, что получилось, что было трудным для выполнения, а также отметили свое настроение на экране эмоций.

В результате проведения интеллектуально-сенсорных тренингов, по моим наблюдениям, у детей появляется и развивается интерес к головоломкам, занимательным задачам, шашкам и другому познавательному материалу, ТО ЕСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, что значительно повышает уровень развития их интеллектуальных способностей. Ребята, которым присущи такие психические характеристики, как гибкость ума, быстрота реакции, способность удерживать внимание и информацию участвуют в олимпиадах, викторинах, турнирах.

Я считаю, что такая форма как «Школа мышления» эффективна для развития интеллектуальных способностей детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в ДОУ «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 17:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Школа мышления» как форма развития интеллектуальных способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Онькова (УИ 213089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД