Ермолина Наталия
«Школа молодого воспитателя» как одна их форм работы с педагогическим коллективом
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу с молодыми специалистами необходимо строить с учетом трех аспектов их деятельности:
"Старший воспитатель – молодой специалист" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
"Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
"Молодой специалист – коллега" – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.
Публикация «„Школа молодого воспитателя“ как одна их форм работы с педагогическим коллективом» размещена в разделах
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми специалистами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
Анализ базы данных педагогических работников ДОУ показал, что из 25 педагогов :
- со стажем работы до 3-х лет – 7 человек, что составляет 28% от общего числа работающих педагогов в детском саду;
- 5 человек - 20% - не имеют специального дошкольного образования.
Соответственно, анализ кадрового состава коллектива ставит перед старшим воспитателем, цель – необходимость повышения профессионального мастерства молодых педагогов.
С целью определения степени овладения профессионально – педагогическими умениями, молодым педагогам, в том числе была предложена анкета педагогической деятельности. Проанализировав полученные данные анкет, были выявлены группы проблем, т. е. вопросы, вызывающие затруднения у молодых педагогов :
1 группа – проектировочно-прогностические умения: умение планировать работу с детьми и родителями;
2 группа – организаторские умения: умение организовывать некоторые формы работы с родителями;
3 группа – методические умения:
- владение методами и приёмами работы с детьми по здоровьесбережению;
- умение создавать условия для полноценного развития, воспитания и обучения дошкольников;
- умение разрабатывать конспекты уроков здоровья;
4 группа – коммуникативные умения:
- умение публично выступать перед педагогическим коллективом, родителями.
Определить стратегию и тактику деятельности старшего воспитателя по отношению к работе молодого специалиста помогла и специальная анкета для выявления затруднений в работе молодых специалистов.
Для успешной адаптации молодых педагогов в нашем дошкольном учреждении функционирует «Школа молодого воспитателя» - далее ШМВ. Её цель - помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Заседания проводятся 1 – 2 раза в месяц по плану, составленному с учётом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе ШМВ привлекаются опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. На занятиях ШМВ педагоги делятся своими трудностями и проблемами, и совместно ищут пути их решения. Вопросы воспитания и обучения также обсуждаются в ходе круглых столов с участием педагогов-наставников и педагогов-стажистов.
Для проведения занятий в «Школе молодого воспитателя» применяются разнообразные приё мы: решение педагогических ситуаций, «мозговой штурм», решение кроссвордов и т. д. всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Взрослые, как и дети, активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания. Постоянно познавая новое, педагоги учат тому же детей. Поэтому в процессе обучения практически отказались от лекций: пассивное слушание обычно приводит к потере интереса.
Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт, в работе были использованы интерактивные методы, учитывающие индивидуальные различия участников тренингов и семинаров и их стиль познания. Интерактивное обучение происходило в процессе общения и деятельности.
В осуществлении воспитательного – образовательного процесса в нашем ДОУ приоритетом является физическое развитие, поэтому ежегодно, в начале и конце учебного года, мы проводим анкетирование педагогов по проблемам физического воспитания и развития детей.
Анализ анкет молодых специалистов показал, что 100% начинающих педагогов (7 человек) и педагогов, не имеющих специального дошкольного образования (5 человек) испытывают затруднении в организации работы по разделу «Ребёнок и его здоровье». А именно в подборе и систематизации материала, методике проведения занятий, составлении перспективного планирования.
Выявив профессионально-личностные потребности, интересы, пожелания, затруднения, а так же уровень профессиональной компетентности молодых педагогов был разработан план работы «Школы молодого воспитателя» по разделу «Ребёнок и его здоровье». Содержательные блоки плана предусматривает изучение как теоретических, так и практических вопросов.
Работа с педагогами проводилась по определё нному плану:
1. Введение в проблему, изучение методической литературы по здоровьесбережению.
2. Уточнение задач и содержания работы с детьми по программе Р. Б. Стеркиной «Безопасность» (раздел «Ребёнок и его здоровье»).
3. Обучение созданию мотивационной ситуации на занятиях по приобщению детей к здоровому образу жизни («Уроках здоровья», с видами мотивов и их усложнением по мере взросления детей.
4. Повышение уровня жизненной компетентности педагогов посредством тренингов «Умей сказать «Нет!».
5. Обучение методике проведения занятий с детьми по здоровьесбережению («Уроков здоровья»).
6. Просмотр открытых занятий, показанных педагогами-стажистами, с целью уточнения методики проведения занятий.
7. Закрепление методики проведения занятий – самостоятельное проведение занятий.
8. Обучение планированию работы по здоровьесбережению.
9. Создание условий для работы с детьми по программе «Ребёнок и его здоровье».
10. Проведение анализа состояния работы по проблеме «Ребёнок и его здоровье».
В работе ШМВ приняли участие 7 молодых педагогов и 5 педагогов, не имеющих специального дошкольного образования.
В течение года с педагогами проводились различные тренинги. Их цель: исследование ситуаций, в которых мы говорим «Нет!»; первичная профилактика наркозависимости; повышение уровня жизненной компетенции; выработка навыков здорового стиля жизни.
С целью закрепления у молодых педагогов структуры и методики проведения занятия, была организована неделя педагогического мастерства. Опытными педагогами было показано 4 занятия во всех возрастных группах. Анализ занятий проводили молодые специалисты.
После просмотров молодым педагогам было предложено самим провести открытые занятия. В качестве экспертов-аналитиков были приглашены педагоги, которые работают на такой же возрастной группе, как и молодые воспитатели. Это было сделано с целью действенной помощи или «скорой помощи» педагога-эксперта молодому воспитателю. К тому же небольшое количество «гостей» не смутило бы и не испугало молодых участников показа.
Результат данных мероприятий показал:
- все педагоги чётко представляли себе, что такое мотив, как необходимо создавать мотивационную ситуацию, методически грамотно подходили к составлению занятий и использовали все его структурные компоненты; могли перенести полученные наработки на другие виды занятий;
- три педагога при составлении конспекта занятия имели некоторые трудности в использовании всех структурных компонентов; им требовалась небольшая помощь.
Большая часть педагогов, посещающих ШМВ (7 человек - 58%) только приступило к работе, поэтому они имеют недостаточные представления в ведении календарного планирования, его структуре, постановке целей и задач. Поэтому, чтобы процесс обучения шёл эффективнее, была разработана таблица, в которой выделены все формы работы с детьми по темам раздела «Ребёнок и его здоровье». За основу брался материал по программе Р. Б. Стёркиной «Основы безопасности жизнедеятельности».
Итоги данной работы : практически все педагоги - 10 человек (83%) методически грамотно подходят к ведению планирования по приобщению детей к здоровому образу жизни, используя таблицу распределения форм работы.
Но осталась проблема планирования занятий, а именно постановка целей и задач. Педагогам было трудно выделить обучающую, развивающую задачи; правильно и методически грамотно их сформулировать. С целью решения данной проблемы был проведён ряд индивидуальных консультаций с молодыми педагогами.
С целью пополнения групп дидактическими играми, пособиями, иллюстративными материалами в ДОУ запланирован смотр-конкурс пособий и дидактического материала для приобщения детей к здоровому образу жизни. В данном конкурсе примут участие все педагоги ДОУ.
Результатом проведённой работы стал Педагогический совет «Состояние работы по программе «безопасность (раздел «Ребёнок и его здоровье») с целью анализа достижений и определение перспектив работы на будущее.
Анализ, проведённый по итогам работы ШМВ, показал, что уровень профессиональной компетентности педагогов в плане совершенствования педагогического мастерства в работе с детьми по физическому развитию, в частности, начинающих, заметно повысился: из 100% молодых педагогов и педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, затруднения в проведении работы по здоровьесбережению испытывают лишь 2% педагогов, которые по состоянию здоровья посетили не все занятия ШМВ.
Таким образом, занятия в ШМВ оказались эффективными, и в дальнейшем следует продолжать внедрять эту форму работы с молодыми педагогами.
Литература:
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. М. : Айрис Пресс, 2008.
2. Голицына С. Н. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.