Сабина Умалатова
Открытое занятие по кружковой деятельности «Шахматное королевство»
▼ Скачать
Открытое занятие кружка "Юный шахматист"
[/i]
Тема: "Шахматное королевство"
Цели: Выявить знания и умения детей, полученные на занятиях:
Знание шахматных фигур; начальная позиция расстановки фигур; понятие о горизонталях, вертикалях, диагоналях; развивать внимание, память, логическое мышление детей; воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Публикация «Открытое занятие по кружковой деятельности „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Открытые занятия. Конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Демонстрационный материал:
Проектор, шахматная доска, «тактильный кубик», шахматные фигуры.
Раздаточный материал: шаблоны шахматной доски, пазл «Шахматные фигуры», карточки «лабиринт»
Методы и приёмы: игровой, словесный, практический, наглядный, вопросы, мотивация.
Индивидуальная работа: правильное выполнение заданий.
Предварительная работа: отгадывание загадок о шахматных фигурах, раскрашивание шахматных фигур, дидактические шахматные игры, интерактивные шахматные игры.
Ход занятия.
Здравствуйте! Сегодня у нас не обычное занятие. Посмотрите на нашу шахматную доску. Чего на ней не хватает для игры в шахматы? Правильно – шахматных фигур.
Прежде чем расставлять шахматные фигуры на доске, послушайте загадки про них и постарайтесь их отгадать.
Не живёт в зверинце он, и не весит сорок тонн, он и ловок, и силён, догадались? Это… (слон)
Этот важный господин захватил всю власть один, слушаться его изволь. Потому что он… (Король)
Маленькая, удаленькая через поле пройдёт и награду найдёт… (пешка)
Сейчас мы их будем расставлять, вы мне в этом поможете. Шамиль, принеси пожалуйста коробку с шахматными фигурами. Спасибо! (открываю коробку и… коробка пустая) Коробка пустая, ребята. Где шахматные фигурки? (Начинаю искать, вдруг стук в дверь) письмо пришло, я посмотрю.
(Почтальон передаёт письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я Королева Шахматного королевства! В наше королевство пришла беда! Пропали все шахматные фигуры. Нет ни одной фигуры. Помогите мне найти их. Без шахматных фигур наше королевство исчезнет. Без вашей помощи мне не справиться. Чтобы найти их вы должны прибыть в Шахматное королевство и выполнить задания, которые встретятся вам по пути»
Вот что произошло, вот почему нет шахматных фигур, я думала только наши фигурки пропали. Оказывается, все шахматные фигурки исчезли. Поможем Шахматной королеве найти фигуры?
Для этого нам надо отправиться в путешествие в Шахматное королевство и выполнить задания.
Отправимся мы в путешествие на сказочном транспорте «Ковре - самолёте».
Все становитесь на коврик.
(Звук летающего транспорта, волшебные звуки)
«Если дружно встать на ножки,
Топнуть, хлопнуть- не упасть
То в страну волшебных шахмат
Можно сразу же попасть.»
Держитесь крепко, мы взлетаем.
Вот мы и прилетели. Осторожно, ребята, место нам не знакомое, поэтому не отходите от меня, держитесь рядом. Вот и конверт с первым заданием.
1. Задание: «Лес вопросов».
1. Какая шахматная фигура ходит только по горизонтали и вертикали? ладья
2. Самая сильная фигура в шахматах? ферзь
3. Какая фигура ходит только по диагонали? слон
4. Какой шахматной фигуре можно объявить шах? королю
5. Каких фигур больше на шахматной доске, белых или черных? одинаково
6. Какая фигура может перепрыгивать через другие фигуры? конь
7. В какую фигуру может превратиться пешка, а в какую нет? в любую, кроме короля
8. Кто ходит, как слон и ладья? ферзь
9. Как называются улицы на шахматной доске? горизонтали, вертикали, диагонали
10. Какого цвета шахматные фигуры у игрока начинающего партию первым? белые
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с первым заданием. Вот и конверт со вторым заданием.
2. Задание: «Собери шахматную фигуру из кусочков пазла».
Для выполнения следующего задания нам надо пройти к столам. Посмотрите ребята у нас на столах пазлы, нам надо собрать пазлы и назвать шахматную фигуру.
(На столах разложены разрезные картинки шахматных фигур. Дети собирают пазл, называют фигуру.)
Отлично, и с этим заданием вы тоже справились.
3. Задание: «Собери упавшие клеточки».
Посмотрите ребята на столах шахматные доски, но они какие-то неправильные. У этих досок упали шахматные поля, нам нужно вернуть упавшие клеточки на свои места.
(На столах разложены шахматные доски без клеточек. Детям даётся задание расставить чёрные и белые клеточки по своим местам.)
Физминутка.
Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)
Маршируйте как отряд (маршируют)
Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)
Помотайте им немного (машут руками)
А сейчас как кони поскачите (прыгают)
И как ладьи затопочите (топают)
Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)
А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели)
«Давайте дальше дружно все работать».
4. Задание: Игра «Лабиринт». На столах разложены карточки с заданиями, дети должны пройти лабиринт.
Прекрасно ребята, вы справились с еще одним очень сложным заданием. Идем дальше.
Посмотрите ребята на экран, как вы думаете, что это? (Замок.) Какой замок? (Шахматный) Интересно, кто же в нём живет? (шахматные фигуры) Чтоб узнать какие фигуры живут в этом замке, нам надо отгадать загадки. Готовы дети?
5. Задание: Игра «Шахматный Замок».
1. Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)
2. По углам доски стоят
Украшают войска ряд… (Ладья)
3. Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным (Конем)
4. Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -(Слон)
5. На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон. Ферзь
6. Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (Король)
Прекрасно ребята вы справились и с этим заданием. И нашли все шахматные фигуры. Теперь нам нужно расставить все фигуры на свои места, чтоб жители шахматного королевства могли вновь играть в свою любимую игру.
Вот наши фигуры. По одному подойдите, возьмите фигуру, назовите её и поставьте на своё место. Ну что у нас получилось, не хватает некоторых фигурок. Предлагаю самим занять места недостающих фигур, подойдите ко мне по одному, возьмите карточки, назовите свою фигуру и встаньте на место.
(раздаю детям карточки с шахматными фигурами дети по очереди встают на свои места.)
Отлично ребята, теперь все верно. Вот и все шахматные фигуры вернулись на свои места и заняли начальное положение, теперь жители шахматного королевства смогут играть в шахматы.
Подойдите ко мне ребята, посмотрите, а тут у нас что? Находят сверток.
Здесь послание от шахматной королевы.
«Ребята благодаря вашей смекалке и смелости вы справились со всеми заданиями, теперь в шахматном королевстве все наладилось, все шахматные фигуры вернулись на свои места. За вашу помощь я оставила вам подарочек, который вы найдете, когда вернетесь в детский сад.
Наше шахматное королевство никогда не забудет ребят из детского сада Ласточка, которые спасли нас.»
Мы с вами большие молодцы, и теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.
Встаем на наш ковер самолет и полетели обратно в детский сад.
(Звук летающего транспорта, волшебные звуки)
«Если дружно встать на ножки,
Топнуть, хлопнуть- не упасть
То в страну волшебных шахмат
Можно сразу же попасть.»
Вот мы и вернулись. Смотрите это же наша коробочка, а что в ней, она пустая, как же так, мы ведь выполнили все задания. Ой а что это у нас тут, вот наша шахматная доска, а на ней шахматные фигуры, но мне кажется что чего то тут не хватает. Правильно не хватает шахматных фигур. А рядом стоят кубики, давайте посмотрим, что же внутри.
По очереди подходите опускайте руку в волшебный кубик, на ощупь постарайтесь определить, что это за фигура и поставьте её на место.
Игра «Тактильный кубик» Дети по очереди отгадывают фигуру в мешочке на ощупь, достают и ставят на свои места.
Вот и все ребята, мы справились со всеми заданиями, теперь шахматные фигуры вновь на своих местах и ждут наших занятий, чтоб снова играть с нами в шахматы.
Рефлексия: Ребята скажите мне пожалуйста куда мы с вами сегодня отправились? И кому помогли?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание для вас оказалось сложным?
Что произошло, когда мы выполнили все задания?
Ребята, сегодня вы были внимательны, у нас получилось выполнить все задания. Благодаря вашим стараниям мы помогли Шахматной королеве. За вашу помощь Шахматная королева оставила вам гостинцы, они лежат в коробочке. (раздает детям угощения.)
На этом наше занятие заканчивается, до свидания.