Гаврилова Нина
Сценарий литературного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Шагаем вместе с Маршаком»
▼ Скачать + Заказать документы
Шагаем вместе с Маршаком
Литературный досуг, посвящённый творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
(с детьми старшего дошкольного возраста)
Цель: систематизировать знания детей по творчеству С. Я. Маршака
Задачи:
• Образовательные задачи:
• Закреплять знания детей о творчестве писателя
С. Маршака
Публикация «Сценарий литературного досуга с детьми старшего дошкольного возраста „Шагаем вместе с Маршаком“» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Способствовать умению узнавать тексты знакомых произведений, выразительно читать отрывки из них
• Формировать навык культуры общения
• Развивающие задачи:
• Развивать коммуникативные способности детей
• Развивать эмоционально – выразительную речь
• Развивать умение драматизировать произведение С. Маршака «Перчатки»
• Развивать логическое мышление
• Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение слушать друг друга
• Формировать саморегуляцию и произвольность
Материалы и оборудование:
Маски котят, перчатки, костюмы для взрослых (Рассеянного, Почтальона, Кошки, буквы для игры, музыкальный центр, флэшка с записью музыки. Выставка книг С. Я. Маршака, его портрет.
Подготовительная работа: Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.
Ход досуга:
Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».
Ведущий: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети (хором): Здравствуйте, гости дорогие!
Ведущий: Мы рады приветствовать вас в нашем музыкальном зале! На улице пасмурно и сыро, а в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Ведущий: Ребята, сегодня наше развлечение посвящено одному из самых известных детских писателей, но, чтобы узнать, о ком пойдёт речь, придётся немного потрудиться.
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ.
Кто автор строки? – Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.
Игра «Составь слово»
(Из 6 карточек, на которых написаны буквы, под музыку дети составляют слово «Маршак».)
Дети: Маршак!
Ведущий: Посмотрите на экран, все узнали любимого детского писателя Самуила Яковлевича Маршака!
Это замечательный автор, стихи которого многие знают наизусть. Дома и в детском саду мы очень часто читаем его умные и добрые книжки. Они веселые и поучительные. Самуил Яковлевич в своих произведениях хотел передать вам, ребята, что – то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.
В стихах Маршака очень точно подобрано каждое слово, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов. Поэтому так легко и весело произносить вслух звонкие строчки его стихов.
Повторяйте за мной:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь!
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Ведущий: Дружно встанем в хоровод.
Всех ребят игра зовёт.
Игра с мячом
(сели)
Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак прожил долгую и интересную жизнь. Его книги знаете вы, знают ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про кошкин дом, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других.
Сегодня нас ждут интересные встречи с героями книг С. Я. Маршака
(стук в дверь)
Ведущий: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?
(входит почтальон)
Ведущий: Это он, это он… Кто, ребята?
Дети: Почтальон!
Почтальон: Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?
Ведущий: Вы пришли к нам из книжки Маршака!
Почтальон: Правильно! А, ребята знают, как называется эта книга?
Дети: Почта!
Почтальон: Молодцы! У меня для вас есть посылка!
Ведущий: Что же в ней?
Почтальон: Сначала отгадайте, загадку:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (книга)
(отгадали, отдал) – Получите!
Ведущий: Спасибо! Мы знаем, что лучший подарок - это книга.
Ребята, посмотрите, книга – то какая толстая, сколько в ней интересного.
Все произведения написал С. Я. Маршак.
Почтальон: Я рад, что вам понравился мой подарок, но я спешу, не все посылки доставлены.
До свидания!
Ведущий: (рассматривает книгу)
Сейчас узнаем, кто в ней живёт?
Жил человек рассеянный,
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!
(вбегает Рассеянный)
Рассеянный:
- Это что за остановка
Бологое иль Поповка?
(подходит к ведущему)
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
(озирается)
- Ой, да это не моя остановка.
Я опять не туда попал.
Ведущий: Вы как раз попали туда, куда надо.
Вы ведь из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный»?
Рассеянный: Нет, я из книжки «Мойдодыр»!
Ведущий: Ребята, это правильный ответ? – Нет!
Кто о Мойдодыре написал? – Чуковский!
Рассеянный: Вы уж меня простите. Я всегда говорю и делаю все наоборот.
Ведущий: Оставайся на нашем празднике, Рассеянный!
Рассеянный: Этот трамвай мне подходит, и пассажиры здесь веселые и смышленые. Останусь, так и быть, только помогите мне, пожалуйста, отгадайте загадки, которые сочинил Самуил Яковлевич Маршак!
Ведущий: Поможем нашему гостю, ребята? – Да!
Загадки
Рассеянный:
1. Шумит он в поле и в лесу,
а в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
2. Что такое перед нами.
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу.
И сегодня на носу. (Очки)
3. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Потеряла зуб, зуб. (Пила)
4. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью. (Тапочки)
5. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Потому что он надут. (Мяч)
6. Мы ходим ночью, ходим днём.
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы- друзья, не бойтесь нас. (Часы)
Рассеянный: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
Ну, а, я посижу, да на всех погляжу.
Ведущий: Ребята, Самуил Яковлевич Маршак много путешествовал. Побывал в разных странах Турции, Греции, в Англии он учился в Лондонском университете и много ездил по этой стране. Во время поездок он узнавал разные английские потешки, песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык. Сегодня мы познакомимся с ними.
Чтение стихов.
Ведущий: А, сейчас все дружно встанем и по залу зашагаем.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
(сели)
Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича можно читать бесконечно. Это и «Весёлая азбука», и «Весёлый счёт», и «Детки в клетке».
Слайд – к экрану выходят дети, читающие стихи.
Ведущий: Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
— Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие, уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Тигренок
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!
Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Белые медведи
У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
Совята
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Лебеденок
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку, не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну,
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Ведущий:
- С. Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки.
Я приглашаювас поиграть в «Теремок».
Игра – хоровод «Теремок»
Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит.
Мышка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка- Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка- А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишка-всех-ловишка догоняет ребят.
(сели)
Ведущий: Дорогие ребятки, послушайте ещё одну загадку:
Маленькие, усатенькие,
Со спинкой полосатенькой.
Бегали, играли,
Перчатки потеряли. Кто это? (Котятки)
Ведущий: А, вот что приключилось с котятами, мы узнаем, посмотрев сценку в исполнении наших ребят. Это - английская народная песенка, которую перевел С. Я. Маршак. Встречаем Кошку – маму.
Действующие лица
Ведущий.
Котята.
Кошка-мама.
Рассказчик: Жила-была мама кошка со своими котятами. Котята пошли на улицу, играть в снежки. А мама кошка стала готовить пирог…
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах
Прибежали домой.
Котята (подбегают к Кошке-маме и поют).
Мама, мама, прости!
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
Мяу-мяу, прости,
Мы не можем найти,
Мяу-мяу, найти Перчатки!
Приседают у стола.
Кошка-мама (поет).
Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам Пирога!
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам Пирога!
Котята убегают, жалобно мяукая: «Мяу! Мяу! Мяу!»
Рассказчик:
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали
Домой!
Котята (возвращаются и, приплясывая, показывают кошке-маме лапки в перчатках).
Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
Мяу-мяу, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
Кошка-мама (гладит котят).
Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога!
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
Рассказчик: Вот такая история произошла с котятами.
Ведущий:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С. Я. Маршака. Молодцы, ребята! Вы все сегодня отлично поработали.
Какие стихи вам понравились?
(ответы детей)
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С. Я. Маршака.
Дети уходят под музыку «Где водятся волшебники».