Марина Тищенко
Семинар-практикум для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важных задач образования - воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к самовыражению и творческому мышлению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчётливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание и наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия.
Сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. До трех лет у ребенка складываются основные знания о признаках окружающих его вещей. В этом возрасте у него формируются понятия о формах, размерах, цвете, вкусах и запахах. В четыре года у ребёнка происходит усвоение важных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. С этого начинается аналитическое восприятие предметов и событий, окружающих ребенка.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть проблем, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Поэтому задача взрослых – создать условия для осуществления полноценного сенсорного воспитания и приобретения ребёнком естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметно-пространственной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
И сегодня мы хотели бы предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры по сенсорному развитию, которые Вы можете организовать с детьми.
1. Рисование на крупе
Я предлагаю вам необычный способ рисования манной крупой.
Сейчас мы с вами немного порисуем. Возьмите тарелочку, которая находится на вашем столе. Тонким равномерным слоем рассыпьте по тарелке крупу.
Предложите ребё нку: «Давай нарисуем дорожку!». Возьмите его пальчик в свою руку и проведите им по крупе, нарисовав горизонтальную линию: «Смотри, какая дорожка получилась!»
- Какого она цвета?
Как по ней прыгает зайка? Прыг-прыг!» Оставляем на дорожке следы подушечками пальцев: «Вот какие следы оставил зайка! Давай и твои пальчики попрыгают как зайка!». Предлагаем ребёнку «попрыгать» пальчиками по крупе как зайка.
Чтобы обновить изображение достаточно стряхнуть поднос из стороны в сторону, и у вас новое полотно для творчества!
Предложите ребёнку нарисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Или знакомые предметы: мячик, домик, заборчик. Обязательно рассказывайте ребёнку, что вы рисуете.
Игры с крупами направлены на развитие мелкой моторики, на формирование понятий о форме и цвете.
При сенсорном развитии в раннем и младшем возрасте рекомендуется делать акцент на основные четыре цвета: красный, синий, зеленый, жёлтый.
2. Сенсорные коробки
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Итак, давайте немного поиграем!
У Вас на столах стоят контейнеры с разными наполнителями: фасоль, манная крупа, макаронные изделия, крышки. Запускаем в него руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Если в конце игры ребёнок откопает «клад», его восторгу не будет предела!
Предложите ребёнку назвать найденный предмет и определить его цвет, форму и величину:
- Какого цвета кубик? (красный)
- Какой мячик? Какого цвета? (круглый, синий….)
- Какая машинка? Какого цвета? (маленькая, жёлтая)
- Как вы думаете на что направлены игры с сенсорными коробочками?
Игры с сенсорными коробками направлены на развитие координации движений и мелкой моторики. Попутно ребёнок обучается различать предметы по цвету, форме, величине и свойствам.
3. Играем пробками
Можно использовать крышки от пластиковых бутылок и от контейнеров для бахил.
У вас на столах находятся картинки с изображением машины, неваляшки, бабочки и гусеницы.
Подберите разноцветные крышки и прикрутите к соответствующим по цвету картинкам.
Задайте ребёнку вопрос.
-Что изображено на картинке? (бабочка, неваляшка, гусеница, машина)
- Какого цвета на картинке машина? (синяя) и т. д.
-Посмотрите, а чего не хватает у машины? (колёс)
- Машина ехала по кочкам, колёса раскрутились и потерялись.
- Какого цвета нужно подобрать крышки для колёс? (синие)
- Подбери пожалуйста и прикрути колёса.
4. Мозаика из крышек
Перед вами стоят баночки с разноцветными крышками.
- Скажите пожалуйста какого цвета крышки в баночке? Давайте рассмотрим. (красные, синие, зелёные, жёлтые)
- Какой они формы? (круглые)
- Возьмите картинку, которая лежит у Вас на столе, рассмотрите её, что изображено на картинке? (треугольник)
-Треугольник какого цвета (синего)
-Ваня, какого цвета ты возьмёшь крышку? (синего цвета)
-Ребёнок выкладывает рисунок из цветных крышек нужного цвета.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков без схемы. Из крышек можно выложить радугу, бабочку, снеговика, мячики, бусы или геометрические фигуры.
Это потрясающая возможность для ребёнка проявить свои творческие способности, найти необычное применение для таких крышек, и поработать его воображению.
5. Бельевые прищепки
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас немного отдохнём. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят дети. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) :
Сильно кусает котенок - глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Можно предложить ребё нку картинки и поиграть:
- Что это? Тучка. Какого она цвета?
Из тучки пошёл дождик. Возьми прищепки синего цвета и прицепи на край тучки.
Дождик прошёл.
Возьми круг, на что он похож?
–Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? –
желтое! А чего не хватает у солнышка? Лучиков.
Возьми прищепки жёлтого цвета и сделай солнышку лучики.
А где находятся прищепки (по краю)
Солнышко обогрело землю, и выросла зелёная травка. Возьми прищепки зелёного цвета и прикрепи на полоску зелёного цвета.
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных цветов и формы предметов.
6. Игра «Заштопай рукавичку»
Создаем игровую ситуацию.
В гости к нам приходила бабушка, принесла рукавички, чтобы зимой было тепло ручкам, а мышка прибежала, прогрызла рукавички и на них появились дырочки.
- Посмотри на рукавички, показываем каждую рукавичку.
- Какого цвета рукавички? (синего, красного, зелёного, жёлтого).
- А заплатки?
- На какие геометрические фигуры похожи дырочки на рукавичках?
(Поочередно показать рукавички) (На треугольник, квадрат и круг)
- А заплатки?
Ребёнок подбирает к рукавичке заплатку, определённого цвета и формы. Взрослый задаёт вопросы.
- Какого цвета у тебя рукавичка? Какого цвета заплатку ты возьмёшь? А на какую геометрическую фигуру она похожа?
Уважаемые родители такая игра позволит ребёнку называть и различать геометрические фигуры, группировать их по цвету.
7. Игра «Разноцветные горошины»
1 вариант: А теперь поиграем. Возьмите пожалуйста в руки стручок гороха:
Этот домик тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
- Какого цвета стручок гороха? Зелёного, красного, синего, жёлтого.
- Стручок гороха какой? Длинный, гладкий.
- Потрогайте стручок гороха, что внутри находится?
- А теперь откройте замочек. Что внутри? Горошины
- А сколько их? Много
- Возьмите горошину в руки. Покатайте горошину по ладони. Горошина какая? Круглая, мягкая
- Какого цвета? Зелёная, красная, синяя, жёлтая горошина.
Проговорите стихотворение:
Горошина, горошина,
Какая ты хорошая.
Какая ты мягкая,
Круглая горошина.
2 вариант: Можно поиграть и другим способом: высыпаем горох, все горошины перемешиваются на столе.
- «Вот рассыпался горох». Ребё нок: «Ох. Ох. Ох!»
- А теперь размести горошины по своим домикам –«стручкам» и закрой их на замок, чтобы они не разбежались снова. Горошины разные по цвету и домики – тоже. Каждая горошина живёт в домике своего цвета.
Дом зелё ный тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Уважаемые коллеги, эта игра учит ребёнка определять, узнавать и называть основные цвета, группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику руки, а также идёт подготовка к счёту.
8. Игра «Разноцветные гусеницы» многофункциональна и проста в использовании.
1 вариант: На полянке жили разноцветные гусеницы. Веселились, прыгали, бегали. И вот однажды споткнулись … рассыпались, и перемешались (разбросайте шарики по столу, но не далеко).
Вот сидят гусеницы и плачут.
-Гусеницы! Почему вы плачете?
-Помоги нам пожалуйста, собери шарики!
-Поможем Гусенице, соберем шарики?
-Посмотрите, какого цвета шарики, а какой формы?
Ребенку предлагается выбрать детали гусеницы одного цвета, собрать гусеницу определённого цвета, закрепить детали друг с другом с помощью липучек, после этого правильно подобрать листочек такого же цвета.
Задайте ребё нку вопрос:
- Ваня, какого цвета гусеницу ты собрал? А на какой листочек ты её посадишь?
- А эта гусеница какого цвета? А на какой листочек ты её посадишь?
- Вот какие красивые гусеницы у нас получилась!
2 вариант: Детям даётся картинка образец, где нарисована последовательность цветных деталей.
Предложить ребенку собрать разноцветную гусеницу чередуя цвета. Взрослый показывает детям отдельные детали разного цвета и предлагает помочь «гусенице», найти свой хвостик. После того, как ребёнок соберёт гусеницу, он называет какого цвета он использовал детали.
Как вы думаете на, что направлена эта игра? Игра направлена на ознакомление детей с основными цветами, группировку предметов по цвету, форме.
Представленные дидактические игры предназначены для обогащения сенсорного опыта детей. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.
Мы сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять досуг с детьми в любое время. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринуждённее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и детьми!