александра кокошко
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними.
Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, освоения сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка.
СЛАЙД 3
Проблема сенсорного развития у дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. У детей младшего дошкольного возраста, пришедших в дошкольное образовательное учреждение, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия, и это обусловлено современными вызовами развития детей, такими как:
- раннее знакомство с гаджетами;
- недостаток двигательной активности детей раннего возраста;
- недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей.
Учитывая психологические особенности детей младшего дошкольного возраста огромную роль в развитие сенсорных способностей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Функции дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста разнообразны. Это игры на сравнения предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. д., группировку предметов на основе общих признаков (это посуда, это обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.).
СЛАЙД 4
Главной целью проекта является поспособствовать развитию и обеспечить накопление представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах (величины, цвета, формы, свойствах предметов) в процессе проведения дидактических игр.
С целью реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитание познавательного интереса, любознательности;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование умений применять полученные знания в практической и познавательной деятельности;
- взаимодействие с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
СЛАЙД 5
Деятельность по реализации проекта «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» осуществлялось в течение семи месяцев во второй младшей группе и включала в себя следующие этапы:
I этап – подготовительный. На данном этапе проекта были определены цель и задачи. Составлен план основного этапа проектирования. Работали с методическим материалом и литературой по данной теме.
II этап – основной. В основном этапе проекта изготовилены дидактические игры и пособия на развитие сенсорики и мелкой моторики своими руками. Велась практическая работа по апробации разработанного дидактического материала и игр. Формировали практические навыки воспитанников.
При разработке дидактического материала и игр придерживалось следующих принципов: принцип наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности. Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу играми, предметами, вещами, которые бы помогали сформировать у детей сенсорные способности.
Важным принципом организации совместной деятельности педагога и детей является систематичность проведения дидактических игр, закрепление у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.
Организация дидактических игр осуществлялось в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Проведение дидактических игр включает :
- Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
- Объяснение хода и правил игры;
- Показ игровых действий.
III этап – заключительный. В ходе реализации данного этапа проекта был проведен мониторинг сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями позволили отследить, как дети используют полученные знания в повседневной жизни.
Для проведения диагностики по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности» детям предлагались следующие задания:
- вложить геометрические формы в гнезда соответствующей плоскости;
- сгруппировать предметы по цвету при выборе из четырех (красные, желтые, синие, зеленые);
- сложить трехсоставную матрешку;
- сложить три пирамидки разного цвета (красную, желтую, синюю) из трех убывающих по величине колец;
- сложить картинку, разрезанную вертикально на три части и т. п.
СЛАЙД 6
Планируемые результаты:
- повышение уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста;
- расширение словарного запаса у детей;
- овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.
СЛАЙД 7
В ходе реализации проекта были разработаны следующие дидактические игры и собраны в картотеку:
1. Игры для сенсорного развития :
«Разноцветные прищепки» игры с бельевыми прищепками. Цель: развитие мелкой моторики у дошкольников, данные игры направлены на формирование умения объединять предметы по признаку, цвету. Способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя, стимулируют речевую активность детей. Ход игр: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, дополнять предметы недостающими деталями, подбирать по форме и цвету.
СЛАЙД 8
«Бабочки». Цель: развитие сенсорных способностей детей, закрепление знания основных цветов. Ход: игра проводится с 1-2 чел. Сначала педагог показывает детям иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом педагог раздает детям по крышки разных цветов, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек и одеть на него крышечку. Затем подбираем соответствующего цвета бабочку и сажаем не цветок.
СЛАЙД 9
«Зайчата». Цель: развитие первых математических способностей, развитие внимания, умение различать цвет предметов, развитие мелкой моторики рук.
Ход: Педагог показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям раздать макароны зайчатам подбирая цвет.
«Отгадай, кто нарисован». Цель: развивать наблюдательность, активное внимание. Ход: педагог показывает детям эти картинки, а они должны догадаться, кто на них изображен. Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка). Если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению. Затем к картинке надо подобрать соответствующий силуэт.
СЛАЙД 10
2. Игры с предметами:
«Разноцветные клубочки и прищепки». Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. Ход: игра проводится с 2-5 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки и она предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а затем развесить прищепки на корзинку.
СЛАЙД 11
«Чудесный мешочек». Цель: формировать умение понимать правила игры и точно их выполнять, развивать общую моторику. Ход: игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока в мешке не закончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которому удалось собрать больше игрушек.
СЛАЙД 12
«Непослушные ленточки» игра с цветными лентами. Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», развивать воображение, мышление. Ход: игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, цвету, ширине, потом детям предлагают плоскостные палочки разной длины и цвета. Ребенку необходимо подобрать к ленточке соответствующего цвета палочку и намотать ленту на нее.
СЛАЙД 13
«Запомни порядок кружков». Цель: обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; развивать общую моторику. Ход: меня есть кружки, их много, полная шкатулка. Каждому из детей раздают набор картонных кругов разных цветов. У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках.
СЛАЙД 14
Игра «Кактус». Цель: игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания. Способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий, тренирует усидчивость.
Ход: педагог предлагает ребенку вставить спички в отверстия кактуса пальчиками либо пинцетом.
СЛАЙД 15
Создана театральна ширма, которая использовалась и оформлялась в соответствии с темами недель, например: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи».
СЛАЙД 16
Оформлялась в соответствии с календарными праздниками, такими как «Новый год», «23 февраля», «8 марта».
СЛАЙД 17
А так же используется в соответствии с запросами детей во время самостоятельной деятельности, например, украшена картинками городского транспорта по запросу мальчиков во время игры с парковкой.
СЛАЙД 18
Анализ мониторинга отражает положительную динамику сенсорного развития всех детей, у воспитанников показан положительный результат усвоения умений, знаний и навыков игровой деятельности, физического и речевого развития.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты и сделаны выводы: дидактические игры имеют огромное значение в сенсорном воспитании, так как дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
СЛАЙД 19