Наталья Шмакова
Консультация для педагогов-психологов «Семья и экономический кризис –в аспекте психологического здоровья ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.
Генрих Гейне
Среди глобальных проблем человечества XXI века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторов. Менее изучены факторы, которые влияют на психологическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.
Публикация «Консультация для педагогов-психологов „Семья и экономический кризис –в аспекте психологического здоровья ребёнка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Критерии психологического здоровья детей :
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Основной целью моей работы как педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства
В соответствии с поставленной целью моей работы можно выделить следующие задачи:
1. Реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста.
2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения ребенка.
3. Создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду.
4. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям.
Действуя в рамках своей компетентности, в своей деятельности я руководствуюсь законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, уставом ОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ОУ, этическим кодексом педагога-психолога в системе образования, принятым 10.09.2008 года на МО педагогов-психологов ОУ г. Ульяновска.
Основными видами деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в МБДОУ являются:
- психодиагностика : изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика эмоционального благополучия в детском саду, диагностика готовности к школе.
- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов.
- консультирование - психологическое просвещение, формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
. Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
Во второй младшей, средней и старшей группах проводится психодиагностическое обследование «Эмоционального благополучия в детском саду» один раз в год по единой диагностической программе, разработанной специалистами ППМС» Росток» г. Ульяновска.
На основании заполнения данных анкет, результатов диагностик готовятся консультации в информационные папки для родителей в каждой групп.
Пранализировав статистику социального паспорта МБДОУ № 52 мы сделали вывод, мы имеем в массе своей полные семьи, по национальности-русских, большинство родителей от 25-30 лет, имеющих 1-го ребёнка, со средне - специальным образованием, сфера деятельности – рабочие. Высок процент смешанных браков-18, 8%, а также неполных семей -18,2%
С какими же проблемами приходится сталкиваться семьям наших воспитанников?
В последние годы мы живем в мире, где «свирепствует» мировой экономический кризис. Безусловно, это плохо сказывается на благосостоянии многих из нас. Финансовый кризис несет угрозу, он опасен для человека не только уменьшением доходов. Ухудшение качества жизни за счет недофинансирования приводит к мрачным мыслям, упадническим настроениям и стрессам. В 2008 году Всемирная Организация Здравоохранения выступила с заявлением, в котором предсказывала увеличение количества панических состояний, самоубийств и психических расстройств, как следствие влияния экономического кризиса.
И до Ульяновской области добрался полномасштабный экономический кризис, основными признаками которого являются замедление темпов экономического роста, ликвидация предприятий, снижение поступлений в бюджеты всех уровней и безработица. В январе 2015 года без работы осталось уже более тысячи ульяновцев. Неутешителен прогноз на 2015 год - без работы в Ульяновской области могут остаться 10000 человек. И это официальная статистика, скрытая безработица намного выше.
Массовые сокращения на градообразующем предприятии Ульяновской области – УАЗе намечены вплоть до апреля месяца. Не исключено, что на увольнении почти 3 000 работников в ближайшие три месяца руководство УАЗа не остановится. 64 человека будут уволены со Станции скорой медицинской помощи в связи с передачей ее на аутсорсинг, еще 74 работника 354 окружного военного госпиталя филиала №4 ФГУ МО РФ в декабре останутся без работы. В январе 2015 года минобразования планирует сократить только по Засвияжскому району 41 специалиста, еще порядка 60 человек лишатся своей работы в январе-феврале следующего года из-за сокращений в ОАО «Соллерс» (автомобильная компания, которой принадлежит УАЗ). (данные сайта https://ulnovosti.ru/content/2/)
Влияние экономического кризиса невротизирует детско-родительские отношения (большинство родителей наших воспитанников - сотрудники УАЗа, снижает стрессоустойчивость, препятствует личностному развитию родителей, повышает уровень тревожности у детей.
Специфические трудности, связанные с воспитанием детей в молодых семьях обусловлены недостаточной моральной, психологической, социальной зрелостью супругов. Обедненным, неразвитым является их понимание своей роли в жизни ребенка, ответственности за его воспитание. И даже искренние их старания в этом наталкиваются на отсутствие жизненного опыта, знаний, умения терпеливо, последовательно и настойчиво взрослеть вместе со своим ребенком.
Предлагаем вашему вниманию одну из нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй - это Клуб для родителей нашего МБДОУ «Мы вместе». Каждый пришедший на заседание Клуба имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей, а самое главное - приобретать новый опыт для своей семьи. В процессе группового общения каждый участник вправе активно выступать или быть просто слушателем. Были проведены заседания Клуба:
1. Практикум на тему: «Погода в доме или как обеспечить психологический комфорт ребёнка?»
2. Практикум с элементами тренинга на тему «Повышение стрессоустойчивости в период экономического кризиса».
Встречи с участниками клуба планируются 1 раз в квартал.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
предложенная система работы позволяет снизить уровень тревожности у наших воспитанников, повышает стрессоустойчивость родителей, способствует их личностному росту, способствует укреплению психологического здоровья детей.