МААМ-картинки

Семинар-практикум «Секреты хорошей дисциплины»

Татьяна Байгашева
Семинар-практикум «Секреты хорошей дисциплины»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Семинар-практикум на тему :

«Секреты хорошей дисциплины»

Подготовил:

старший воспитатель Байгашева Т. А.

с. Калтасы

2016г.

Перед началом семинар педагоги делятся на три команды. Проводится опрос на тему: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «дисциплина»?

Публикация «Семинар-практикум „Секреты хорошей дисциплины“» размещена в разделах

Ведущий. Предлагаю познакомиться с результатами опроса: наиболее часто встречающиеся ответы звучат так: дисциплина – это привычка к порядку, безропотное повиновение, отказ от свободного выражения своих огорчений, накопление внутренней обиды. Физическое наказание.

Сегодня, благодаря науке, нам становятся более понятны многие особенности детской психики.

Если мы обратимся к словарю, то дисциплина – это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку.

Занимаясь вопросами дисциплины, мы

Способствуем развитию у детей навыков самоконтроля;

Формируем этические и моральные нормы (для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе);

Учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид;

Способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для общества.

В каком возрасте у наших детей начинает формироваться правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с двух лет. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Этот процесс продолжается весь дошкольный период.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоки проступков и правонарушений несовершеннолетних находятся в дошкольном детстве. Они проявляются в виде отклонений от нормы в поведении, игровой, учебной деятельности ребенка.

Предлагаю вашему вниманию один их серии экспериментов, на основе которых были выделены типы поведения детей дошкольного возраста.

Эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в коробку.

Мы проанализировали действия детей – участников поведения – и определили три типа поведения.

Дисциплинированный тип. Такой тип поведения наблюдается у всех детей дошкольного возраста. Дисциплинированные стремятся следовать инструкции взрослых, выполняют правила поведения.

Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, заглядывают в коробку, а потом смущенно признаются в этом.

Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно.

Как же проходит процесс формирования правилосообразного поведения?

Вначале контроль за поведением ребенка (2,5-5 лет) устанавливается извне на основе авторитета взрослого. Затем, по мере взросления, ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он этого хочет (5-6 лет). К 6-8 годам он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания.

Отметим ряд принципов, следуя которым педагог может положительно влиять на поведение ребенка.

Внешний контроль. Контроль за поведением ребенка необходим. Но для каждого возрастного периода и уровня развития средства контроля различны. Следует помнить, что и вседозволенность, и жесткий авторитаризм непродуктивны в любом возрасте.

Деятельностный подход. Воспитательные приемы основываются на организации деятельности ребенка в развивающей среде группы (с помощью интересных игр и игрушек, оборудования игровых площадок на улице в помещении).

Переключение, изменение ситуации вокруг ребенка. В критический момент следует переключить его внимание на другое действие, предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение.

Обсуждение поведения. В доступной форме анализ, обсуждение положительных и отрицательных моментов.

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формируют дети совместно с воспитателем. Эти правила идут от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание дошкольников обращается на то, как лучше поступить в данном случае. Правила можно изобразить рисунком, значком, краткой надписью: «Помирись», «Помоги», «Поиграй-уберись» и поместить на видном месте.

Когда дети осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются правила жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов.

Коммуникативные – регулируют взаимоотношения между детьми. Если поссорились, надо помириться; помочь, если у друг друга что-то не получается.

Организационные – нужно убрать за собой после игры; на лестнице надо идти друг за другом.

Коммуникативно- организационные – «я здесь играю». Ребенок кладет на это место значок – ладошку со своим именем, другие дети не должны его трогать во время игры.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Взрослым это может показаться неожиданным. Но правила делают жизнь понятной, предсказуемой, создают чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

• помогают осознанно дисциплинировать самого себя;

• способствуют развитию самостоятельности;

• обеспечивают безопасность ребенка;

• помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе;

• способствуют формированию здорового, комфортного климата в группе.

Задание 1.

Существуют определенные требования к правилам. Предлагаем порассуждать в командах и записать: какими должны быть правила? (3-5 минут).

Команды представляют свои наработки.

Существуют различные технологии введения и соблюдения правил. Но есть и общие:

• вводятся постепенно, поэтапно;

• предпочтительно их введение в начале учебного года;

• вводятся в специально – отведенное для этого время;

• правила должны быть четкими, с объяснениями, почему нужно делать именно так;

• демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

• периодически повторяются;

• для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убирают.

Предлагаю технологию введения и соблюдения правил «6 шагов» С. В. Терпигорьевой.

• Первый шаг. Появление правил из конкретных событий, ситуаций в группе

Пример ситуации. При коллективном обсуждении прочитанной истории дети стараются перекричать друг друга, каждый хочет, чтобы взрослый слушал только его. На помощь придет второй шаг.

• Второй шаг. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

• Третий шаг. Обсуждение ситуации и выработка правила.

Ситуацию обсудили, выработали правило. В данном случае: правило «Дождись своей очереди», Говорим, когда получим микрофон; говорим по очереди; говорим, когда слово даст воспитатель.

• Четвертый шаг. Моделирование правила.

В силу возрастных особенностей дошкольники нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило. В моделировании правил принимают участие и взрослые, и дети.

Готовая модель (или иллюстрация) помещается на видное место.

• Пятый шаг. Контроль и самоконтроль выполнения правила.

Методика «Светофор». На светофоре (три цветных круга из плотной бумаги) дети отмечают факты соблюдения или нарушения ими правила – прикрепляют прищепку к кругу соответствующего цвета (красный цвет – нарушал правило все время, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда ребенок не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. На первых порах не стоит настаивать. Можно побеседовать с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Методика «Итоговый круг дня». После ужина дети обсуждают события текущего дня, им предлагаются подумать, проанализировать и оценить, как они сегодня выполняли правила.

Методика «Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного детьми за успешное выполнение правила и хорошее поведение «Звездой дня». Воспитатель организует работу так, чтобы каждый ребенок группы побывал на этом месте. Ценность методики в том, что она направлена на формирование положительной Я-концепции, на развитие самосознания и самооценки.

• Шестой шаг. Перемещение правил в «хранилище».

Когда правило усвоено большинством детей, оно перемещается в «хранилище». В качестве хранилища могут быть: книга «Наши законы», каталог «Этого нельзя».

Важно, чтобы и книга, и каталог были «живыми», рабочими. Дети должны о них знать. При необходимости правило из хранилища может вернуться к отдельному ребенку или ко всей группе.

Рекомендации к использованию данной технологии

Правило усваивается легче, если в процессе знакомства с ним преобладает поощрение ребенка за положительные действия.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно. Независимо от того, что и как он сделал. Тогда у него возникает чувство. Что взрослому ничем нельзя угодить.

Задание 2 .

Проработайте в командах предложенные ситуации по данной технологии. Выработайте правило, введите его в жизнь группы.

Первая команда. Дети увлеченно строят железную дорогу, Миша подошел и разрушил постройку. Завязалась ссора.

Вторая команда. В группе появилась новая игрушка. Все хотят с ней поиграть.

Третья команда. На прогулке Коля постоянно перебрасывает через забор игрушки.

Каждая команда представляет свои наработки.

Ведущий. Подведем итоги. Сегодня мы говорили о дисциплине. Дисциплинированные дети, какие они?

• Умеют себя контролировать.

• Самостоятельны и уверены в себе.

• Ответственны и послушны.

• Легко находят друзей.

• Доверяют и признают авторитет взрослых.

• Креативны и успешны.

Закончить нашу встречу хотелось бы такими словами Ю. Гиппенрейтер: «…счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И еще – от эмоционального багажа и опыта, накопленного в детстве».

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Дела семейные» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное дошкольное учреждение -детский сад '' Ласточка '' г. Аркадак Воспитатель: Лютикова.

Семинар-практикум «Солнечная игралочка»Семинар-практикум «Солнечная игралочка» Семинар практикум 24.07.2017 Воспитатель: Редькина Инна Владимировна «Солнечная игралочка» Игра в жизни.

Консультация для воспитателей «Секреты успешной дисциплины» Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм ребенка, развитию самоконтроля, для того чтобы индивидуальное.

Семинар-практикум «Детская агрессивность» Семинар-практикум для педагогов по теме: «Детская агрессивность» Цель семинара: повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции.

Семинар-практикум «Фольклор в ДОУ» Семинар-практикум «Фольклор в ДОУ» Цель семинара-практикума: • Вспомнить жанры устного народного творчества. • Познакомиться с понятием.

Семинар-практикум «Профилактика плоскостопия» Семинар – практикум для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста «Профилактика плоскостопия» Теоретическая часть Детская.

Семинар-практикум «Сплочение коллектива» Тренинг командообразования Подготовила педагог-психолог Абдурашитова Л. И. Цель семинара - практикума: сплочение.

Семинар-практикум «Лепка из теста» Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому перед воспитателями стоит определённые задачи:.

Семинар практикум «Учимся танцевать» Семинар – практикум для воспитателей и специалистов ДОУ «Учимся танцевать!» Подготовила музыкальный руководитель 1 категории Реимбаева.

Семинар-практикум «Экспериментируем вместе!» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Секреты хорошей дисциплины»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 10:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Секреты хорошей дисциплины»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Байгашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД