Екатерина Арчакова
Семинар-практикум для педагогов инновационная технология Тико-моделирование
Слайд 1
Сегодня нам хотелось бы поделиться опытом работы по внедрению и использованию ТИКО - моделирования с детьми дошкольного возраста.
Слайд 2
повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по ТИКО - моделированию.
Слайд 3
Актуальность работы с ТИКО:
• обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
• развитие мелкой моторики;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов инновационная технология Тико-моделирование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тико-конструктор
- Темочки
• развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
• обеспечение развития детского технического творчества.
Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;
• формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Слайд 4
Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом, конструктором ТИКО.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.
Слайд 5
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте большое внимание уделяется развитию:
Регулятивным умениям - планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования
Познавательным умениям - изучать информацию о конструируемой фигуре - анализировать структуру фигуры - представлять фигуру в пространстве Коммуникативным умениям - договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования
Личностным умениям - оценивать конструкцию фигуры, анализировать ее достоинства и недостатки
Слайд 6
Что же такое трансформируемый игровой конструктор «ТИКО»? – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Все элементы конструктора ТИКО изготовлены из экологически чистой, безопасной, износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной возможностью к трансформации и не ломаются при падении или ударе. Крепления деталей сначала могут показаться сложными, но дети достаточно быстро их осваивают.
Слайд 7
Цель по использованию ТИКО конструкторов представлена на экране.
Задачи:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Слайд 8
ТИКО-конструктор развивает:
• моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
• творческие способности;
• эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений.
• Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым развивая воображение и творческое мышление.
• Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; что нужно сделать для того, чтобы фигура была прочной и устойчивой
• Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы, развивая тем самым коммуникативные умения.
Слайд 9
Конструктивные особенности ТИКО
1. Шарнирное соединение ТИКО-деталей позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого
2. Отверстия внутри больших фигур конструктора можно использовать как «окошко» или «дверной проем» при сборе игровых форм.
3. Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение.
4. Можно сначала собрать плоскую фигуру, например, развертку куба, а затем перейти в пространство или объем. Поднимая грани-квадраты и соединяя их, собираем куб.
Слайд 10
Главное при соединении деталей – это правильное их соединение. Соединять детали надо под углом. Обращаем внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу.
Слайд 11, 12, 13.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО, который не имеет отечественных аналогов и состоит из 22 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе ТИКО треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.
Слайд 14
Из ТИКО-деталей можно сконструировать практически весь спектр геометрических фигур и тел – многоугольники, многогранники и шар, если рассматривать его как симметрично выпуклый многогранник при увеличении количества граней.
Слайд 15
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора, мебели, дома, ракеты, корабля, корзины, карусели и т. д. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого. Конструктор ТИКО можно использовать на занятиях по математике, развитие речи, при сенсорном развитии, а также в игровой форме. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Созданные ТИКО - изобретения дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО - элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает.
Слайд 16, 17,18,19,20, 21,22
Используя конструктор ТИКО «Арифметика на занятии по математике, педагог решает ряд задач:
Основные развивающие задачи ТИКО арифметика
• развить навыки счета и дать начальные представления о математике
• занять ребенка активной творческой деятельностью
• укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук
• активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур
• познакомить ребенка с различными геометрическими телами
Формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с плоскостными и объемными геометрическими телами, и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
Конструирование с ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида, закрепляется счет (углы, стороны, количество деталей, ориентируются в пространстве, сравнивают по длине (дорожки, высоте (домики, елочки, конструируют симметричные поделки т. д.
В процессе игры обязательно называйте ребенку все цифры, числа и действия. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть математикой. ТИКО «Арифметика» помогает вашему ребенку в наглядном изучении начальных принципов математики, овладении навыками счета. Фантазия детей безгранична, и с помощью этого конструктора ваш ребенок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы.
Слайд 23,24,25,26
Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.
Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
В процессе занятий с конструктором ТИКО «Грамматика» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:
1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.
2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.
3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).
Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.
Слайд 27
И хотелось нам закончить наше вступлением стихотворением:
Слайд
Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!