Получи документы

Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей

елена Андреева
Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 36 города Кузнецка

(МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г. Кузнецка)

Тема

«Семейные традиции как основа духовно- нравственного воспитания детей»

Выступление воспитателя : Андреевой Е. В.

Публикация «Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Испокон веков в России чтились и оберегались традиции семьи. Семья знала свою родословную не на уровне бабушек и дедушек, а гораздо глубже. Истории жизни предков хранились и передавались из поколения в поколение. Люди семьями по воскресеньям ходили в церковь, отмечали праздники, такие как Пасха, Рождество, дни рождения. Вечерами в семейном кругу читали, пели песни, стихи, слушали музыку, или просто беседовали. В семьях любили и умели принимать гостей. По традиции часто принимали гостей с хлебом и солью, накрывали красивые столы, ставили разные явства. Важной традицией было передавать из поколения в поколение семейные реликвии – иконы, украшения, книги, фотографии, шкатулки.

Но после революции основные традиции были утрачены. Было запрещено отмечать религиозные праздники и даже наряжать елку на новый год. Семейные традиции потеряли свою ценность. Но со временем все стало возрождаться, люди стремились вернуть утраченные традиции. Вернулись религиозные праздники, возродились семейные традиции.

В настоящее время Россия переживет один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовна незрелость.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Многие родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо уже сейчас осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Основы духовно – нравственного воспитания ребенка закладываются в традициях семьи.

-Что включает в себя понятие «традиция»? (ответы родителей)

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

-А что по –вашему, «семейные традиции»(ответы родителей)

Семейные традиции- духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

-Какие традиции из своего детства вы помните?

Правильно, у каждого в сознании возникает что – то особенное, присущее только вам. Это «что- то» и есть семейная традиция А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое – либо событие.

_ -Существуют ли традиции в вашем доме сейчас (ответы родителей).

Я предлагаю вам рассмотреть несколько видов семейных традиций, которые воспитывают такие нравственные качества, как доброту, отзывчивость, честность, доброжелательность.

«Ромашка семейных традиций»

Лепесток 1 – Семейные праздники

- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для взрослого. Праздник – это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

- Как вы устраиваете праздники в семье (ответы)

Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда ребенку скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот, все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность. Отмечая праздник в семье, мы показываем образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать наши дети.

-Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку (ответы)

Все любят подарки, особенно дети.

- Какие вы дарите подарки детям (ответы)

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Вспомните, какие подарки дарили раньше, когда не было такого изобилия игрушек, книг, игр. Очень ценились подарки, сделанные своими руками. В наше время легче купить, чем сделать самому. А ведь очень приятно получать от своего ребенка открытку, рисунок, поделку, сделанную им самим. Ведь сколько труда, времени, любви вложил ребенок в свою работу!

Лепесток 2- Семейные архивы

- У кого в семье есть семейный архив?

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

-Как вы думаете, что еще поможет сохранить историю семейного рода7 (семейный альбом)

Лепесток 3 - Семейный альбом

-Ведется ли семейный альбом в вашей семье? Когда вы его листали в последний раз? Обновляете ли вы его? Хотелось бы сказать, что при оформлении в течение года различных стенгазет оказалось, что эта традиция есть не в каждой семье. Так как во многих семьях фотографии имеются только в электронном виде, есть и такие семьи, где фотографий нет вообще. А ведь отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Педагог предлагает рассмотреть небольшой «семейный» альбом нашей группы (слайд шоу).

Лепесток 4 – Семейный отпуск на природе

-Скажите, у кого из вас есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности ребенка, дает возможность общения с ребенком, а прогулки в природу благотворно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомиться с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Лепесток 5 Семейное посещение театров, музеев, выставок.

-Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? Человеку свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Лепесток 6 – Коллекционирование.

Очень хорошо, что в семье есть традиции, если же нет, то можно предложить собирать какие - либо коллекции, особенно после посещения музеев появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка появляется потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Лепесток 7 – Игры с ребенком.

-Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком? Мы с уверенностью можем сказать детство – игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы он пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Игра – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото,домино, шахматы, шашки.

Лепесток 8 – Составление родословной своей семьи.

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде.

Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода. Как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Попробуйте составить родословную своей семьи, используя таблицу, которая называется «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо». Начнете с себя или с вашего ребенка.

- У кого получился самый многочисленный род7

-Знаете ли вы, откуда родом ваши родители? Дедушки? Бабушки?

-Кто придумал имя, которое вы носите?

-Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево- дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков.

Подведение итогов собрания.

-как вы думаете, нужны традиции в семье? Почему (традиции способствуют сплочению семьи).

В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте,

Берегите друг друга, ссоры все позабудьте.

И свободную минуту рядом друг с другом побудьте.

Здравствуйте- это значит будьте здоровы и счастливы, это значит будьте по – доброму настроены. Мы рады приветствовать вас на нашем семейном вечере! Уважаемые родители, сегодня мы говорим о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. А теперь я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Какая у вас семья?»

Участники встают в круг, воспитатель в центре круга стоит с мячом.

Я бросаю мяч и задаю вам вопрос : «Какая у вас семья». Участник, поймавший мяч, должен ответить на вопрос, подбирая прилагательное (большая, маленькая, дружная, счастливая, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая).

Предлагаю вашему вниманию игру «Закончи пословицу».

С давних времен о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, пословицы, поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете.

В гостях хорошо, (а дома …лучше).

Не красна изба углами, ….(а пирогами).

Когда семья вместе, (и сердце на месте).

На свете все найдешь, кроме (отца и матери)

Дети не в тягость, … (а в радость).

Мать кормит детей, как (земля людей).

В семье разлад, так и (дому не рад).

В семье согласно, так и … (дело идет прекрасно).

Всякой матери свое…. (дитя мило).

Семья – ключ ….(к счастью).

Продолжим нашу викторину вопросами на засыпку:

1. Скажите, как по латыни будет слово «семья»? (фамилия)

2. А теперь скажите, как называется семья по- итальянски?

3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, а ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи и материнства. Догадайтесь, какая птица считалась птицей Геры? (аист).

4. По легенде, Россию охраняют три сестры и их мать. Назовите имена трех сестер и имя их матери. (Вера, Надежда, Любовь и их мать - София).

5. Первый, старший ребенок в семье – первенец, а как на Руси назывался третий ребенок в семье? (третьяк, поскребыш).

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (яблоко от яблони не далеко падает).

7. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжение рода, несет в себе идею единства?» (матрешка).

8. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

9. Как называется фамилия женщины до ее замужества (девичья).

10. В какой сказке Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать?» («Снежная королева) .

11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру (круг, тесный семейный круг).

12. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (улей).

13. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного и приемного родственника? (мать- и -мачеха).

14. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы» (алфавит).

15. Когда в России отмечается День семьи, любви и верности? Памяти каких святых он посвящен? (8 июля является днем памяти святых Петра и Февроньи).

Заключительная игра «Сердце семьи».

Посмотрите на доску, на ней изображение сердца, это сердце счастливой семьи, перечислите сокровище счастливой семьи. Участники должны записать на стикерах слова и поместить их на сердце счастливой семьи и зачитать ответы.

Мы вам желаем быть дружной и счастливой семьей.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 20:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем елена Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД