Венера Кривова
Семейная культура и традиции
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейная культура и традиции»
(духовно-нравственное воспитание в семье)
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Публикация «Семейная культура и традиции» размещена в разделах
Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому работа, проводимая в детском саду, должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в семьях воспитанников, и возрождение исконных духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей берет свое начало с раннего детства. С того момента, когда родитель собственным примером, а не только словами, показывает, как правильно себя вести в обществе, коллективе, поступать по отношению к другим людям, сверстникам. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладает неуважение, эгоистичность, лень и обман. Важно, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, хорошего ничего не получится, он не будет знать, как правильно, «что такое хорошо», а «что такое плохо». Необходимо обеспечить высокий уровень общей культуры у всех субъектов образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия детского сада с родителями воспитанников может быть создание детско-родительского клуба, который рассматривается как добровольное объединение родителей, основанное на принципах личной заинтересованности, взаимоуважении и создано для решения практических задач воспитания и передачи лучших семейных традиций. Дети в игровой форме приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.
Цель — развитие духовно-нравственных качеств личности детей и родителей через взаимодействие в совместной деятельности.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию страны;
2. Воспитание интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
3. Ориентирование семей на духовно–нравственное воспитание детей, через формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми православные календарные праздники;
4. Вовлечение родителей в совместное детско-родительское творчество;
5. Укрепление семейных традиций и связи поколений.
Участники: дети 5-7 лет и их родители.
Начать необходимо с изучения детско-родительских отношений, психологического климата в семье, моделей семейного воспитания. Анкетирование родителей проводится с целью определения степени их ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих во взаимодействии с детьми, и способов их разрешения.
На основном этапе работы организуется проведение клубных встреч по разработанным сценариям для детей 5-7 лет и родителей.
Цель встреч — формирование нравственных взаимоотношений между детьми и родителями через взаимодействие в совместной деятельности.
Сроки реализации:
Мероприятия в клубе рекомендуется проводить 1 раз в месяц. Продолжительность одной встречи — 40-50 минут.
Примерное тематическое планирование встреч в детско-родительском клубе.
Тема «Я и мой ребенок»
Цель: развивать умение подмечать настроение друг друга, умение налаживать эмоционально-положительный контакт и общение.
Тема «Светлый праздник Рождества»
Цель: воспитывать интерес, заинтересованное отношение к народным традициям.
Тема «Цветик-семицветик»
Цель: развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность.
Квест-игра «Семейный дом»
Цель: усиление роли семьи в воспитательном процессе
Тема: «Великий праздник Пасхи»
Цель: приобщение к опыту православной культуры, воспитание любви к своему народу и его традициям
Квест -игра «День семьи, любви и верности. Петр и Феврония»
Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление института семьи.
Диагностический этап. Анкетирование
Анкетирование родителей
Для выявления педагогической культуры родителей предлагается следующая анкета:
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка:
а) смотрите передачи по телевидению и в сети Интернет;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт?
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными:
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение?
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки?
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды?
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе предлагалась следующая анкета:
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чём он рассказывает?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
По результатам анкетирования родителей можно условно выделить следующие типы:
1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с педагогами, психологом и социальным педагогом, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, внимание направлено на материальную обеспеченность. Вместе с тем наблюдается безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей.
3 категория: это самая психотравмирующая ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
Анкета «Я и мой ребенок»
Можете ли Вы:
— В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
— Посоветоваться с ребенком, невзирая на возраст?
— Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
— Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
— Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
— Поставить себя на место ребенка?
— Поверить, хотя бы на минутку, что Вы добрая фея (принц?
— Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
— Всегда воздерживаться от употребления слов, которые могут ранить ребенка?
— Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
— Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?
— Не прореагировать, если ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
— Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз?
Ответы: могу и всегда так поступаю (3 балла); могу, но не всегда так поступаю (2 балла); не могу (1 балл).
Результаты анкеты:
1. Ребенок — самая большая ценность в семье. Вы стараетесь понять, узнать его, относитесь к нему с уважением. Вы поступаете правильно — результаты должны быть хорошими (30-39 баллов).
2. Забота о ребенке — вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно. Вам следует подумать над своим подходом к воспитанию ребенка (16- 30 баллов).
3. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания. Обратитесь к педагогам, психологу (менее 16 баллов).
Сценарий №2
Сценарий встречи «Цветик- семицветик»
Задачи: 1. Учить родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность.
2. Формировать нравственные потребности, стремление активно проявлять чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием;