Людмила Цветкова
Семейная гостиная «Чудеса в поэзии А. Пушкина»
▼ Скачать
Цель: Формировать музыкальную и литературную культуру на основе знакомства с классической музыкой и литературным произведением.
Задачи:
Продолжать формировать представление о музыкальных инструментах: труба, скрипка.
Обогащать музыкальные впечатления детей через:
- знакомство с фрагментами оперы Н. А. Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- показ иллюстраций и репродукции художников;
- поэзию А. С. Пушкина.
Продолжать формировать умение подбирать прилагательные со сходным значением.
Воспитывать любовь к музыке и поэзии.
Материалы и оборудование:
Публикация «Семейная гостиная „Чудеса в поэзии А, Пушкина“» размещена в разделах
Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» из сборника «Мир музыкальных образов»: Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа). Составитель С. В. Конкевич, художник О. Капустина; портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке «Снегурочка», «Золотой петушок», репродукция М. Врубеля «Царевна Лебедь» (формат А3,, иллюстрация художника – иллюстратора И. Билибина «Царевна Лебедь» (формат А3, «орешки с изумрудами», шкатулка (сундучок, смайлики настроения, аудиозаписи музыкальных фрагментов Н. А. Римского – Корсакого, магнитофон, книга «Сказка о царе Салтане», цветные карандаши, бумага формата А5, синие ленточки.
Используемые технологии (методы):
- ИКТ
Ход встречи:
Дети с родителями входят в зал под музыку Римского-Корсакова, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Добрый вечер! Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «чудо»?
Слайд 2 (ответы детей)
- Чудо – это что – то необычное, редкое, необъяснимое. Где чаще всего происходят чудеса? (ответы детей) Конечно, чудеса чаще всего происходят в сказках. А вы любите сказки? (ответы детей)
- Сегодня музыка и поэзия приглашает вас в сказку. Хотите пойти? (ответы детей)
Воспитатель берет книжку, открывает её читает отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»
Слайд 3
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».
Воспитатель:
Как называется эта сказка?
Дети: Сказка о царе Салтане.
- Кто написал эту сказку? (ответы детей: А. С. Пушкин)
Слайд 4 - портрет А. С. Пушкина.
Музыкальный руководитель:
- По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.
Слайд 5 - портрет А. Н. Римского – Корсакова.
- Ребята, я сказала слово «опера», кто знает, что обозначает это слово? (ответы) Опера – это музыкальный спектакль, в котором все актеры поют, а не говорят.
Николай Андреевич Римский – Корсаков с детства любил сказки, часто писал оперы на сюжеты сказок, поэтому его называют композитором - сказочником. Римский – Корсаков написал оперы на сюжеты сказок:
- «Снегурочка» (Слайд 6)
- «Золотой петушок» (Слайд 7)
Кроме этого, он написал оперу «Сказка о царе Салтане» (Слайд 8), когда А. С. Пушкину исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этой сказке есть различные чудеса, и Николай Андреевич Римский – Корсаков рассказал нам об этих чудесах при помощи музыки. А помните ли вы, какие это были чудеса? (слайд 9) (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.
Звучит тема “Белка”
Дети: Музыка рассказывает о белке. Слайд 10
Воспитатель: У вас есть смайлики. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение после прослушивания этой музыки.
Музыкальный руководитель:
- Как вы догадались, что это тема про Белку? (ответы детей).
- Конечно, нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто. Эта музыка, какая: легкая или тяжелая? (ответы детей)
- Почему музыка отрывистая? (белка скачет)
- Почему музыка легкая? (белочка маленькая, песенку поет)
Музыкальный руководитель: Белочка песенку поет, А какую песенку она поет, вы узнали?
Дети: Это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
Воспитатель:
- Послушайте, какие красивые слова в этой сказке написал А. С. Пушкин (слайд 11):
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
Воспитатель:
У нас есть 2 ларца. Посмотрите, они внутри пустые. Чтобы наполнить его изумрудами, надо выполнить задание. Для этого мы вас поделим на 2 команды. Команды по очереди будут называть, какая была музыка. За правильный ответ, в ларец кладется 1 изумруд. Посмотрим, сколько изумрудов наберет каждая команда. Дети с помощью родителей подбирают синонимы к определению прозвучавшей музыки (веселая, шутливая, праздничная, игривая, озорная, задорная, живая, радужная, счастливая). Ребенок назвавший синоним к определению прозвучавшей музыки подходит к корзинке с «орешками», берет его, открывает и кладет в ларец своей команды.
Воспитатели опускают изумруд в ларец за каждый правильный ответ.
Воспитатель: Сколько разных слов мы с вами вспомнили. Производит подсчет изумрудов.
Музыкальный руководитель: А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Я предлагаю вам закрыть глаза.
Музыкальный руководитель включает звуки шума моря.
Музыкальный руководитель: А теперь откройте глаза. Где же вы оказались? (ответы детей) Да, правильно, вы оказались на берегу моря. Сейчас зазвучит музыка, и вы попробуйте отгадать, что она изображает. А потом скажите, что вы услышали.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря»
Музыкальный руководитель: С каким же чудом мы с вами повстречались? (ответы детей)
Воспитатель: Какое настроение у вас стало после прослушивания музыки о богатырях. Покажите это вашими смайликами. Дети показывают смайлики.
Музыкальный руководитель:
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)
Слайд 12 (труба)
Слайд 13 (скрипка)
- Какой характер музыки показывает богатырей? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Богатыри обходят свои владения четким шагом, так и передается темп, характер музыки.
Воспитатель:
- Давайте послушаем, как А. С. Пушкин рассказал о богатырях в своей сказке.
Слайд 14 (иллюстрация богатырей)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
Музыкальный руководитель:
А теперь, попробуйте изобразить это чудо. Девочки возьмут синие ленточки и будут изображать море, а мальчики будут изображать богатырей, выходящих из моря.
Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря», а дети передают движениями образы. Затем дети возвращаются на свои места.
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вспомнили все чудеса из сказки.
Воспитатель: Ребята, а все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей).
Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.
Слайд 15 (иллюстрация И. Билибина «Царевна лебедь»)
- Ребята, посмотрите, как художник – иллюстратор Иван Билибин изобразил «Царевну Лебедь».
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
А как рассказывает А. С. Пушкин о царевне Лебедь, нам сейчас расскажут родители.
Воспитатель выборочно раздает текст отрывка из поэмы родителям. Родители декламируют отрывок из сказки:
1. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
2. Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
3. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
4. А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
5. А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
Воспитатель: Не только художники – иллюстраторы изображали Царевну лебедь, но и художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь».
Слайд 16 (картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»)
Перед нами прекрасная Царевна-Лебедь из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». На переднем плане художник изображает белоснежные, воздушные перья царевны. На голове у царевны красуется большая ажурная корона с множеством голубых камней.
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы написали к образу царевны Лебедь? (ответы детей)А теперь давайте послушаем музыку, как она расскажет о Царевне.
Прослушивание музыки.
Воспитатель:
Какое настроение появилось у вас, после прослушивания музыки, покажите вашими смайликами. Дети поднимают смайлики.
Музыкальный руководитель:
Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну.
Слайд 17 Воспитатель делает жест рукой от иллюстрации И. Билибина к картине М. Врубеля, тем самым показывая превращение царевны.
Воспитатель: Обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная.
Музыкальный руководитель:
Ребята, посмотрите, как чудеса помогли нам увидеть и услышать различные виды искусства: поэзия, музыка, изобразительное искусство.
Слайд 18
- Сегодня мы слушали фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Кто автор этой оперы? (ответы детей)
Воспитатель:
- На столе лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение после нашей встречи (дети вместе с родителями рисуют смайлик)
- На нашей встрече сегодня было много смайликов - улыбочек. А это значит, что музыкальные чудеса вам понравились.
Воспитатель:
- У нас в группе мы хотим сделать альбом по поэме А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Но, нам нужна ваша помощь. Хотите помочь? (ответы детей)
- Дома, при помощи родителей, нарисуйте понравившееся вам чудо и принесите в наш альбом. Мы будем рассматривать альбом, и вспоминать поэму «Сказка о царе Салтане».