Наталья Сизякова
Русские народные сказки как средство формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам - урок».
В последнее время вопросы нравственного воспитания стали особенно актуальны. В настоящее время налицо неопределенность в ценностных ориентациях молодежи, нестабильность в оценках нравственного и без-нравственного расхождения в приоритетах духовного и материального.
Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формиро-вания нравственных привычек, чувств, отношений. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоциональ-но-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Уже к среднему дошкольному возрасту дети приучаются отличать хорошее от плохого в поведении своих товарищей, сказочных героев. Старшие дети могут дать обоснование своим оценкам, то есть объяснить, почему один поступок они считают хорошим, а другой – плохим. Дошкольники и даже младшие школьники обычно пользуются более или менее конкретными представлениями о каком-то смелом, лживом или добром человеке. Именно эта конкретность и не позволяет маленьким детям увидеть, казалось бы, знакомые черты морального поведения в новом жизненном случае, тем более, в его собственном поведении. Поэтому, горячо осуждая труса, о котором говорилось в рассказе, ребенок не видит, что сам поступает так, когда пытается свалить на другого вину за разбитую тарелку. С одобрением рассказывая о том, как Маша стала настоящей помощницей маме, девочка тут же отказывается мыть чайную посуду, то есть выполнять свою трудовую обязанность, и, желая оправдаться, заявляет: «Так ведь я же не успела поиграть с куклами».
Публикация «Русские народные сказки как средство формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики : Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. По их мнению, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость. Читая или рассказывая детям, воспитатели обычно уделяют много внимания моральным оценкам поведения. Так у детей формируется некоторая сумма знаний (представлений и первичных понятий) о моральных качествах человека.
Сказка – один из видов нравственного воспитания. Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Обращение к сказке необходимо, потому что нравственный и творческий потенциал необходим для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, которое закладывается с детства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Из сказок ребенок узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит переживать». Народная сказка – неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности: Ю. А. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Т. С. Комарова, А. П. Усова указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника - все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.
Для выявления актуальных приемов работы со сказками как средством воспитания ценностных ориентаций детей дошкольного возраста мы опросили воспитателей, родителей. Многие ответили, что используют в работе чтение сказок с последующим обсуждением. Вместе с тем, сказки чаще всего используются в разделе работы по «Коммуникации» и «Чтению художественной литературы» для того, чтобы занять детей в ходе педагогического процесса. Безусловно, педагоги используют содержание сказок для формирования у детей нравственных чувств и поведения, анализируют их содержание с позиции хороших и плохих поступков, но педагогами не ведется целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций детей, не актуализируется проблема их закрепления, осознания.
Из этого следует, что традиционные приемы работы над сказками должны дополняться новыми, варьироваться и быть интересными и познавательными для детей. Поэтому в своей работе используем новые приемы.
Вначале работы составляем тематический план, который включает в себя даты проведения образовательной деятельности (далее ОД, сказки и темы ОД, а также новые приемы работы. Работу мы проводим с использованием следующих приемов:
-чтение сказок с последующим обсуждением;
-прием «вхождение в сказку»;
-инсценировка сказок;
-«волшебная палочка».
Наша работа была основана на положении о том, что дошкольникам намного легче объяснить необходимость следования нравственным нормам при анализе поступков сказочных героев, чем поступков, наблюдаемых в реальной жизни. Это объясняется тем, что художественная литература, фольклор обладают важной особенностью – возможностью показать все фазы поступка: его мотив, действие и следствие как для самого героя, так и других персонажей. Правильно оценить поведение героя сказки помогает детям описание его переживаний и отношение к нему других персонажей.
Читаем сказки с последующим обсуждением. В обсуждении делается акцент на характере героев, анализе сказочной ситуации, подводим детей к выводу о сказочной морали.
В качестве ведущего метода используем проблемную беседу по сказкам с включением приема «вхождение в сказку». Беседа способствовала акцентированию внимания детей на поступках героев, помогла понять мотивы их поведения. Задаем проблемные вопросы: «Как должен вести себя герой?» «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?»
Используемый прием «вхождения в сказку» способствует становлению и активизации собственной позиции ребенка. Перед детьми становится задача доказать сказочному персонажу, как должно поступать в данной ситуации и почему. Например, обсуждая с детьми поступок Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка» детей спрашивали : «Что бы ты посоветовал герою, если бы очутился в сказке? Докажи, что именно так надо поступать. Объясни, почему именно так?»
В работе также используем прием «Напиши письмо герою», цель которого заключается в том, что дети своими подсказками предупреждали героя об опасностях и давали советы, как нужно правильно поступить в определенной ситуации.
В работе над сказками используем прием «волшебная палочка». При чтении сказок дети получают «в подарок» волшебную палочку, которую могли использовать для помощи сказочному герою в особо напряженных моментах, когда герой попадал в плен или оказывался в сложной ситуации.
Таким образом, сказки являются для дошкольников первыми помощниками в нравственном выборе, в формировании правильного поведения и ценностных ориентаций. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.