Туркина Евгения
Проект «Русские народные игры» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Проект
«Русские народные игры»
Для детей старшей группы
Составитель:Туркина Е. К.
музыкальный руководитель
Сыктывкар 2018 г.
Актуальность
Публикация «Проект „Русские народные игры“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Темочки
Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества - актуальная и, к сожалению, вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо.
Известно, что природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие индивидуальности оттенков переживаний и мироощущения человека, открывало дорогу бесчисленным и богатым вариациям существующих тем, мелодий, фигур хороводов и т. д. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой. Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.
Через игры формировалось детское художественно- образное мышление. Они способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.
Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой.
1 этап. Подготовительный.
• Изучение методической литературы;
• Подбор народных игр.
Цель и задачи:
Цель: Воспитывать у детей стремление участвовать в русских народных подвижных играх.
Задачи:
• Формировать детское художественно- образное мышление;
• Способствовать развитию самостоятельности, творческой активности;
• Формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
• Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребности в её слушании, движении под музыку в играх.
Сроки и этапы реализации.
Проект рассчитан на 1 год
2 этап. Практический
Организация деятельности детей.
Перспективное планирование кружка «Народные игры» в старшей группе
Месяц № занятия Название занятия Цели и задачи занятия
Сентябрь 1 Ознакомительное Познакомить детей с работой кружка «Народные игры»
Развивать интерес к народным играм
Формировать художественный вкус
2 «Коршун» Познакомить детей с новой игрой.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
3 «Ловишки» Учить сочетать движения и пение;
Побуждать детей к активному участию.
4 Игра по выбору детей Закрепить с детьми пройденный материал.
Октябрь 1 «Злой волк» Формировать у детей интерес к игре, желание участвовать в общем действии.
2 «Козёл» Воспитывать коммуникативные качества;
Стимулировать детей и их инициативу в игре.
3 «Воробушки» Учить сочетать движения и пение;
Воспитывать дружелюбные отношения в игре.
4 Игра по выбору детей Закрепить с детьми пройденный материал.
Ноябрь 1 «Заяц и охотник» Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим;
Развивать мимическую выразительность.
2 «Горелки» Формировать у детей необходимый запас эмоций м впечатлений.
3 «Двойные горелки» Побуждать детей к активному участию в игре;
Способствовать возникновению партнёрских взаимоотношений в игре.
4 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материала.
Декабрь 1 «Фока» Развивать наблюдательность;
Развивать артикуляционный аппарат ребёнка.
2 «Лягушка» Формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения;
Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения.
3 «Земледелец» Формировать живой интерес к русскому фольклору;
Развивать у детей память.
4 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материала.
Январь 1 «Жур - журавель» Познакомить детей с новой игрой;
Учить детей сочетать движения и пение.
2 «А мы просо… и мы просо…» Развивать у детей элементарные навыки жестикуляции;
Учить детей использовать в игре всё пространство.
3 «Дровосек» Воспитывать у детей коммуникативные качества;
Формировать у детей необходимый запас эмоций.
4 Игра по выбору детей» Закрепление пройденного материала.
Февраль 1 «Хоровод» Познакомить детей с новой игрой;
Учить сочетать движения и пение.
2 «Плести венок» Прививать детям интерес к народным играм;
Воспитывать коммуникативные качества детей.
3 «Со вьюном я хожу» Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;
Продолжать развивать интерес к игре.
4 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материала.
Март 1 «Царев сын» Развивать интонационную выразительность речи;
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
2 «Мельница» Побуждать детей к активному участию в игре;
Привлекать родителей к совместной деятельности.
3 «Колечко» Создать положительный эмоциональный настрой;
Развивать творческую инициативу;
Развивать выразительность речи.
4 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материала.
Апрель 1 «Плетень» Привлекать родителей к совместной деятельности;
Учить детей свободно двигаться.
2 «Кукушка» Знакомить детей с русским фольклором;
Уточнять у детей знания о птицах.
3 «Каравай» Учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство.
4 Игра по выбору детей» Закрепление пройденного материала.
Май 1 «Заинька» Учить отождествлять себя с заданным персонажем;
Поощрять творческую инициативу.
2 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материла.
3 «Козлик» Воспитывать партнёрские отношения к игре;
Развивать память.
4 Игра по выбору детей Закрепление пройденного материала.
Организация деятельности с родителями.
Беседы
1. Консультации Театральная деятельность;
2. Ролевые игры;
3. Хороводные игры;
4. Дидактические игры;
5. Пальчиковые игры;
• Взаимодействие с родителями
• Продукты проекта для детей :
Развлечение: «Русские народные посиделки»
Продукты для родителей:
• Презентация проекта на собрании
• Консультации «Влияние русских народных игр на развитие дошкольников»
• «Роль русских народных игр в развитии детей»
Реализация проекта через разные виды деятельности:
6. Театральная деятельность;
7. Ролевые игры;
8. Хороводные игры;
9. Дидактические игры;
10. Пальчиковые игры;
11. Взаимодействие с родителями.
3 этап. Заключительный
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Исполнители проекта :дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
• Сформированность у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родине;
• Повышение уровня музыкальной культуры;
• Овладение уважительным отношением к культуре русского народа;
• Овладение двигательного опыта разнообразными видами движений;
• Умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкальным игровым образом;
• Овладение нормами этики поведения.
Для родителей:
Информированность о влиянии русских народных подвижных игр на развитие детей.
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
• Уважение к ребёнку, к процессу и результатам в сочетании с разумной требовательностью;
• Комплексный подход при разработке занятий;
• Систематичность и последовательность занятий;
• Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
• Вариативность и последовательность занятий;
• Повторность (цикличность повторения) материала.