Ковтун Александра
«Русская печь». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 «Буратино» станицы Юго- Севeрной
муниципального образования Тихорецкого района
КОНСПЕКТ
Занятия
По развитию речи
С детьми старшей группы
Тема
"Русская печь"
Основа традиционного крестьянского быта.
Восточнославянская культура.
Автор:
Ковтун Александра Михайловна
Тихорецк
2024г.
Возраст ребенка: 5-6 лет.
Цель: познакомить ребенка с основами традиционного крестьянского быта, с использованием и назначением русской печи восточнославянской культуры.
Задачи: познакомить детей с образом жизни славян, крестьян, формировать у них понимание слова «русская печь», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой, удивительной и красивой историей.
Образовательные:
• Познакомить ребенка с бытовой жизнью крестьян. Учить определять и мотивировать своё отношение к тому быту, которым люди раньше могли пользоваться, замечая временные изменения, переходящие в культуру и традиции народов.
• Учить отвечать на вопросы.
• Обогащение словаря: изба-хата, печник, русская печь.
Развивающие:
• Развивать логическое образное мышление,
• Умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать в ребенке уважение к народному искусству и культурному наследию.
• Воспитывать культуру речевого общения,
• Любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная.
Материалы и оборудование:
1) Муляж-атрибут русской печи
2) фото Михаила Васильевича Ломоносова.
3) иллюстрации хозяйственного быта славянской культуры.
Ход занятия
Деятельность взрослого Деятельность воспитанника
1. Организационный момент.
- Здравствуй мой юный друг. Мне так хочется с нетерпением тебя познакомить с очень интересной историей о традициях славянского народа, культуре и быте. Это так здорово, и так интересно.
-Послушай мой рассказ про русскую печь и и её создателей.
(Организация, активизация внимания на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации.)
- ой, как интересно!
2. Основная часть. Рассказ о русской печи и традиционной культуре, её наследии.
- я сейчас прочту тебе стишок, а ты подумай про что он?
-Сыро, холодно в домах
Без тепла, ну просто крах.
Вспомнишь печку русскую
Тёплую да вкусную
Осень, холодно и сыро.
А на печке как же мило.
Накалились кирпичи.
Жаром пышет из печи
Вот где прогревание.
Хворям испытание.
Есть на печке уголочек
Там висит всегда мешочек
В нём сушеная малина
И калина и рябина.
А еще, грибочки и.
травки разные висят
Ну не печка, просто клад.
Жалко внуки наши
Печку не застали
В сказке про Емелю
Лишь о ней читали.
- да, правильно, рассказ пойдет о русской печке, которую хозяйки в давние времена называли Матушкой, Барыней- помощницей, ведь без нее в доме никак нельзя было обойтись.
Печь в русской избе была самым необходимым предметом: ею обогревались, в ней готовили пищу, на ней спали. А ты хочешь узнать, как появилась русская печь в избе?
-тогда слушай.
В 18 веке, давным-давно, когда не было наших бабушек и дедушек, появилась русская печь, ее придумали люди для обогрева здания, пекли хлеб-каравай, использовали для ночлега. В наше время печь русская несет за собой традицию с великой историей нашего народа. Это сейчас у нас с вами ванные комнаты, микроволновки, спим на кроватях, готовим на плитах, горячая вода из бойлера, а раньше хозяйки на ней грели воду, чтоб искупать в корыте своих малышей, пекли вкусный хлеб, готовили вкусную традиционную еду. Русская печь была хранительницей домашнего очага.
-Выкладка печи и ее ремонт — это большое искусство. Печь сложить не просто, тут нужен мастер своего дела и назывался он печник. Хороший печник славился, молва о нем шла далеко за пределы его деревни, и если печь сложить неправильно, то она будет дымить и не держать тепло. Мастера –печники были важными и нужными людьми для общества, именно они стали авторами многих книг по-печному делу, их фамилии очень известны: Волков И. Ф., К. Я. Буслаев. В. А. Потапов. Это искусство передавалось из рук в руки, от мастера к ученику. Одним из учеников был наш поэт, Ломоносов Михаил Васильевич (область химии и физики, создавал приборы экспериментальной техники, владелец созданием именно русской печи, так же он являлся русским универсальным ученым, естествоиспытателем.
Русские люди очень любили печь, поэтому придумали о ней много пословиц и поговорок, хочешь прочту?
-Тогда слушай: печь греет и варит, печёт и жарит. Печь кормит, обсушит и порадует душу. На печи всё красно лето. Добрая то речь, коль в избе есть печь.
— Вот и в сказках тоже встречается русская печь, без нее никуда. Печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами, печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека.
Ребенок внимательно вслушивается в стих взрослого и смотрит на картинку с изображением русской печи.
- Да, я понял про что этот стих!
Ребенок дослушивает до конца стих и отвечает:
- Да, это печка. Русская печка.
-да, хочу.
-мне нравится слушать — это интересно.
-да, давайте.
3. Физминутка
Взрослый проговаривает слова и показывает движения, ребенок выполняет вместе с ним.
Раз, два, три, четыре, пять
За дровами мы идем
И пилу с собой несём.
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки,
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём,
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда (Цель: активно изменить деятельность ребенка, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятия.)
Пример движений:
Хлопаем руками.
Ходьба.
(Делают движения, повторяющие движения пильщиков)
(«колют дрова»)
(Наклоны)
(Садятся на стульчики)
4. Работа с текстом. Итог.
- Мы с тобой немного поиграли, а сейчас давай поговорим о рассказе, ответь мне пожалуйста на вопросы:
1. Как называли и называют русскую печь люди?
2. Для чего служит русская печка народу?
3. Кто еще является из писателей владельцем и созданием именно русской печи?
4. Кто такой печник?
5. Что ты можешь рассказать про знаменитую русскую печь?
- Молодец, ты внимательно слушал.
Ребенок слушает и отвечает на вопросы, взрослый подсказывает, если ребенок растерялся.
-называли Матушкой, Барыней- помощницей.
- дает тепло, ночлег.
- наш поэт, Ломоносов Михаил Васильевич.
-Печник — это важный и нужный человек людьми для общества.
- Мне все понравилось.
5. Рефлексия.
Взрослый с ребенком обсуждают после, что получилось: Тебе понравился рассказ?
Кому бы ты хотел рассказать этот рассказ?
(Создание положительного эмоционального настроя).
Выполнение задания происходит в устной форме, ребенок делится впечатлениями, фантазирует.
Владимир Алексеевич Потапов родился 1 мая 1932 г. в хуторе Красный Октябрь, Краснодарского края. Он служил в армии, учился в вечерней школе, работал печником, автослесарем, нормировщиком. Прошел ВОВ 1941-1945 Г. В 1954 году был рабочим сыроваренного завода. Служил в железнодорожных войсках в Иркутской области. С 1960 года - сотрудник газеты "За орошаемое земледелие" Веселовского района. С 1979 года В. А. Потапов на партийной работе в колхозе "Победа". Перед выходом на пенсию возглавлял районный штаб гражданской обороны.
Основателем гидравлической теории движения пламени в печах является Михаил Васильевич Ломоносов. В своей диссертации «о вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» (1742 г.) он дал кристально ясную мысль о движении воздуха в рудниках и дымовых трубах. Его теория выдавливания тяжелым, холодным, наружным воздухом теплого дыма была прекрасно усвоена всем миром. Но на этом дело и остановилось. В дальнейших попытках дать объяснение движению газа в печах запуталось слово «тяга», слово грамматически абсурдное, ибо глагол «тянуть» предполагает непосредственную связь между силой и предметом, который тянется. Тяги в печах и дымовых трубах нет, есть выдавливание теплого воздуха и дыма тяжелым воздухом, как верно М. В. Ломоносов, ни разу не употребивший слово «тяга».