Елена Байкова
Конспект занятия «Русская музыкальная культура конца XIX — начала ХХ века»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская музыкальная культура концаXIX – начала ХХ века».
Цель :
- познакомить учащихся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала ХХ века;
Задачи :
- подвести учащихся к пониманию художественных ценностей новых направлений в науке и искусстве начала ХХ века, эстетическому восприятию культурных ценностей;
Публикация «Конспект занятия „Русская музыкальная культура конца XIX — начала ХХ века“» размещена в разделах
- продолжить формирование умений и навыков выделять главное из просмотренного видеосюжета, делать выводы, работать с картой, составлять хронологическую последовательность событий, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы, делать сообщения, работать с терминами, датами.
- воспитывать интерес и любовь к русской культуре.
Ход.
Организационный момент. Приветствие и вступление учителя. Обсуждение вопросов:
Какой период времени мы изучаем?
Давайте вспомним, какие события произошли в начале 20 века в России.
Какие вопросы и проблемы остались нерешёнными?
Итак, подведём итог нашего разговора.
Мы видим сложнейшую внутриполитическую ситуацию, нерешённость многих политических и экономических вопросов – ни аграрный, ни рабочий, ни национальный, которые никак не разрешаются из-за нежелания самодержавия решать эти насущные проблемы страны. И, наконец, последней проблемой этого периода стало участие России в Первой мировой войне, которая закончилась для нас катастрофой. Начало 20 века просто насыщено трагическими событиями. И в то же самое время, в русской культуре - Серебряный век. Как это возможно? С одной стороны – проблемы и трагедии, с другой – всплеск и подъём в науке, искусстве, литературе, живописи, музыке и театре. И это в стране, где 70% населения было неграмотным. Так и хочется воскликнуть «не может быть!», но это было. Проблема: давайте попробуем рассмотреть вопрос: как события начала ХХ века нашли свое отражение в русской культуре данного периода. В тетрадях пишется тема: русская культура начала 20 века.
По ходу урока, мы познакомимся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала ХХ века. Сразу оговорюсь, что сегодня мы не сможем рассмотреть все направления культуры в силу нехватки времени, а затронем лишь некоторые. Начнём мы с литературы.
На уроках литературы вы уже изучали Серебряный век. На основе полученных знаний давайте составим интеллект-карту. Учитель пишет на доске, ребята - в тетрадях.
1. Каких писателей Серебряного века вы знаете (Чехов, Толстой, Блок, Горький).
2. Какие литературные жанры вы знаете (повести, рассказы, романы, поэмы и т. д.)
3. Какие темы или вопросы поднимались в произведениях.
Учитель обращает внимание ребят к учебнику стр. 63-64: Что бы вы ещё добавили в нашу интеллект-карту: что мы не проговорили, что появилось нового? Ребята проговаривают направления.
Делаем вывод: как трагизм данной эпохи отразился на творчестве писателей? (их произведения становятся всё более тревожными и мрачными, а также появляются модернистские течения, где писатели пытаются уйти от реальной действительности, которая их пугает, и «уходят» в мир чувств).
Наука.
Глядя на разные направления в литературе, как вы думаете, могло ли такое разнообразие коснуться науки? Изменилось ли что-нибудь в научной деятельности, были ли сделаны какие-нибудь открытия или наука осталась на прежнем уровне? Давайте разберём и эту область. Посмотрите на слайды и скажите, знакомы ли вам эти учёные? В каких областях науки они работали, чем прославились? (показываются слайды с учёными).
Среди этой замечательной плеяды учёных мы видим 2-х лауреатов нобелевской премии. Сейчас нам Настя даст краткую историческую справку об это премии: что это за премия, когда появилась, за какие заслуги награждают, почему «нобелевская» и т. д. Выступление Ивановой Насти.
Давайте вновь обратимся к учебнику – стр. 61-63. Кроме точных наук, какие ещё науки развивались в это время? Ребята работают самостоятельно (должны назвать историю, философию, право). Назовите учёных гуманитарных наук, и какой вклад они внесли. Дети отвечают. Делаем вывод об изменениях в науке: появляются новые науки, нобелевские лауреаты, интерес к гуманитарным наукам.
Искусство.
Если наука – это мир точных знаний, то искусство – это чувства, эмоции, переосмысление того, что происходит вокруг через образы, цвета, символы, формы. Зная о событиях начала века, как вы думаете, что могли изображать художники на своих полотнах: что-то лёгкое, неброское или, наоборот, кричащее, яркое, вызывающее? Было ли это искусство понятное для всех, приняли ли их творения в обществе, как общество могло отреагировать? Обсуждение. Сейчас я вам представлю некоторые иллюстрации картин художников той эпохи. Сейчас это, конечно, шедевры мирового уровня. Показ иллюстраций из презентации. Если писатели говорят с нами через слово, то художники говорят с нами через картины. Картина – это тоже произведение, только написанное не пером, а кистью, и художник тоже нам хочет что-то сказать. Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Что хотели сказать художники своими творениями? Обсуждение. Что нового появилось в искусстве, какие направления? Выступление учащегося по новым направлениям.
Вывод. Рефлексия.
Давайте подведём общий итог всему сказанному. Как события начала 20 века отразились на культуре? Что такого интересного, значимого было в культуре, что дало право называть этот период «Серебряным веком»? Назовите модернистские направления в литературе и искусстве? Каких деятелей искусства вы запомнили? Какие объединения художников появились? Кто автор картины «купание красного коня»? Назовите лауреатов нобелевской премии? Ребята отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Спасибо всем за работу. Записывается домашнее задание:
К сожалению, мы не смогли сегодня затронуть все изменения и достижения культуры данного периода : музыку, театр, публицистику. Предлагаю выполнить творческую работу: 1 ряд – образование и публицистику; 2 ряд – музыку; 3 ряд – театральное искусство.