Наталья Шнякина
«Русская матрешка» НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрешка;
2. рассказать о различных способах раскраски Матрешки;
3. закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).
4. развивать творческое способности и воображение детей.
5. воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Методические приемы:
• Наглядный - рассматривание кукол Матрешек, картинок.
• Словесный - беседа, загадывание загадок, пояснение.
Публикация «„Русская матрешка“ НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• Игровой – пальчиковая гимнастика, физминутка - «Нарядные Матрешки».
Материал для занятия:
• Матрешки различной росписи, силуэты матрешек из картона;
• Салфетки влажные, набор пластилина, стеки, доски;
• Картинки с изображением матрешек, ТСО.
Предварительная работа:
- Рассматривание куклы Матрешки;
- Чтение стихов, отгадывание загадок о Матрешке.
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, давайте подарим улыбки друг другу, чтобы у нас с вами весь день было замечательное настроение.
2. Основная часть
Воспитатель: Дорогие ребята, отгадайте загадку:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: А теперь мы вспомним, откуда же пришла наша русская матрёшка.
Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул : «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Наиболее известны три вида матрёшек :
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: платок завязан как?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Молодцы!
3. Физминутка.
Воспитатель: Ребята, а теперь встаньте и представьте, что вы превратились в Матрешки.
Хлопают в ладошки дружные матрешки.
(Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки.
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
2. Сергиев – Посадская матрешка.
Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
3. Полхов - Майданская матрёшка.
Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок.
4. Практическая часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
5. Итог занятия.
Воспитатель:
Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!