Марина Сушкова
Конспект занятия на тему: «Россия — Армения»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ТЕМА «РОССИЯ - АРМЕНИЯ»
Задачи: продолжать закрепление знания о нашей Родине, о ее территории, знать национальность людей, живущих в ней. Знать соседние страны, национальности людей этих государств. Продолжать знакомство с армянским государством, его народом, обычаями, гостеприимством, ремеслами, сказками, играми.
Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиокассеты с русскими и армянскими мелодиями, волшебная палочка, географические карты России и соседних государств, мяч, иллюстрации:
Публикация «Конспект занятия на тему: „Россия — Армения“» размещена в разделах
Армяне в национальных одеждах, горы, памятники архитектуры; шапочки цветов, атрибуты для сценки «Встреча гостей»;
Стол, три стула, блюдо с фруктами, изделия и предметы быта из глины и металла; атрибуты для подвижной игры, ширма, кукла для кукольного театра, искусственные цветы.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: селение, радушные хозяева, арки, храмы, красноватая глина - вака, чеканка, украшения, предметы быта, хранилище.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят полукругом.
- Дети, я знаю одно селение, где люди умели дарить друг другу добро. Как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони встречались, между ними, появлялась теплая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Которое согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. И добра этого было так много, что все, кто хоть раз бывал в этом селении, уносили его с собой столько, что хватало на всю жизнь! А добро не кончалось. Давайте и мы отправимся в это селение и подарим, друг другу добро, /звучит музыка, дети свободно ходят по ковру и здороваются друг с другом/.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Ребята, посмотрите на меня. По вашим глазам я вижу, что вы получили большой заряд энергии для того, чтобы быть добрыми.
- Скажите, пожалуйста. Какое у вас сейчас настроение?
/хорошее, доброе, веселое/
С этим хорошим настроением и начнем наше занятие.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о людях, живущих в ней, продолжим знакомство с армянским государством, его народом, обычаями, гостеприимством, ремеслами, сказками, играми.
Подойдите, пожалуйста, сюда. У меня в руках волшебная палочка, на кого она покажет, тот и отвечает.
- Как называется государство, в котором мы живем?
/наше государство называется Россия/
- Как назвать людей, живущих в России?
- Правильно, мы россияне.
- Скажите, пожалуйста, люди, каких национальностей живут в России?
/русские, мордва, чуваши, удмурты, украинцы и др. /
- Правильно, в России, кроме русских, живет много людей других национальностей.
- Россия по своей территории, какая страна?
/большая/
- Россия не просто большая страна, посмотрите на карту, она огромна.
- А что вы представляете себе, когда слышите «Россия»?
/зеленые поля, леса, высокие и красивые горы, много белого снега, реки, моря/.
- Послушайте отрывок из стихотворения о нашей Родине:
Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей
Вот она по имени Россия
От морей простерлась до морей.
- У нашей страны есть соседи - государства. Какие соседние государства вы знаете?
/Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Молдавия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Киргизия/
- Давайте с вами поиграем: я буду называть государства, а вы национальность людей, живущих в ней.
Белоруссия - белорусы
Россия - русские
Украина - украинцы
Туркмения - туркмены
Таджикистан - таджики
Узбекистан - узбеки и т. д.
- Правильно, в них живут люди разных национальностей со своим бытом, обычаями, традициями, культурой.
- Вот и у нас в детском саду есть ребята разных национальностей, дети вместе играют, занимаются, помогают друг другу. Вот это и есть, единая дружная семья.
2. Мы с вами путешествовали по разным государствам.
- Сегодня я приглашаю вас посетить Армению, для того чтобы лучше и подробнее узнать о природе и традициях армянского народа.
- Посмотрите на карту и скажите, площадь которую занимает Армения, больше или меньше той площади, что занимает Россия?
/Армения занимает небольшую территорию/
/звучит музыка/
- Армения - небольшая, горная страна. Вот как сказал о ней древний поэт:
Страна веков
И гор страна
Страна камней - моя Армения.
- Кто знает, как называется столица Армения?
/Ереван/
- А что вы знаете об этом городе?
- Можно ли по одежде определить национальность этих людей
/это армяне в своих национальных костюмах/.
Они гордые, красивые люди. И еще они добрые и гостеприимные. В армянском доме гостю самое почетное место. Самые красивые слова говорят, ему при встрече.
- Ребята, а кто из вас хочет зайти в гости к армянской семье?
/стоит стол, три стула, блюдо с фруктами, хозяйка-армянка/
- Здравствуйте, мои дорогие гости!
- Здравствуйте!
- Вы, солнце, осветившее мой дом!
Вы, прекрасные цветы в моем доме!
- Всех к столу я приглашаю, садитесь на самые почетные места.
Фруктами угощаю свежими, сочными из моего сада. Кушайте на здоровье!
Г. - Спасибо за угощение и добрые слова.
Но нам пора. До свидания.
- Заходите еще, буду рада.
Не правда ли очень приятно побывать в гостях у таких радушных хозяев.
- Не зря хозяйка называла гостей цветами. Цветов в Армении много - много.
- Сейчас я превращу вас в яркие, красивые цветы. Они спят. А ранним утром цветы просыпаются.
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок покачал
Влево качнулись
Низко нагнулись.
Ветерок, убегай
Ты цветочки не сломай
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.
Утренний воздух становится густым и сладким от их запаха. Прекрасными цветами украшены долины гор, улицы и площади Армении.
- Есть в Армении горы.
- Посмотрите, ребята, какие они?
/красивые, высокие/
- Правильно, горы бывают разные: синие ночью и розовые на закате. Это на вершинах гор снег алеет от вечерней зари.
- А почему вершины гор всегда белые?
/снег/
- А что происходит со снегом весной и летом?
/снег тает/
Если снег тает - значит много воды. Вода орошает долины, где растут виноградные плантации, пасутся стада.
Что еще растет в долинах?
/яблоки, персики, абрикосы, мандарины/
- Правильно, в Армении растет очень много вкусных фруктов.
Армянский народ очень трудолюбивый и талантливый. Он привык полагаться на себя, на свои руки, и на бога. Он создал из камня интересные памятники архитектуры: мосты, арки, здания, храмы. В национальных украшениях отражается быт и обычаи армянского народа.
Развиты там и ремесла: из красноватой глины - вака, делают кувшины, чаши, блюда, из металла чеканку, посуду и украшения.
Я приглашаю вас заглянуть в художественную мастерскую, посмотрим, что же там.
/следующая часть занятия ведет педагог по изобразительной деятельности/.
- Здравствуйте дети! Я рада вас приветствовать в моей мастерской.
Проходите, пожалуйста.
Армения славится народными умельцами. Посмотрите, какие красивые вещи они изготовляют. Обратите внимание на красочные узоры: русские, армянские, украинские.
- Я - художница, занимаюсь росписью посуды декоративными узорами. Мы с вами на занятиях расписывали армянскими узорами и сегодня закрепим эти навыки.
- Посмотрите на эту посуду. Что вам больше нравится? (кувшин)
- Какие на кувшине изображены элементы армянского узора? (завитки, точки)
- На столах перед вами стоит посуда. Но она еще не раскрашена. Давайте постараемся и сделаем ее праздничной и нарядной. Я предлагаю вам расписать посуду и взять ее домой на память об Армении.
2 - Давайте вспомним, какими правилами мы пользуемся при рисовании росписи, /рисовать аккуратно, краски на кисть набирать немного, рисовать концом кисти, после каждой краски промывать кисть и высушивать о салфетку. /
Приступаем к росписи, /звучит армянская музыка/.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с работой, из вас получатся хорошие
мастера. Посуда получилась яркая, праздничная. Возьмите ее с собой, она
послужит хорошим украшением для вашего дома.
До свидания!
3.- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Устали, наверное. Давайте поиграем в армянскую игру «Пастух».
Встали в круг. Сейчас Алина с помощью считалочки выберет волка, а Настя - пастух, /одеваю маску волка, пастуху - шапочку/. Остальные - овечки, становятся паровозиком друг за другом. На звук бубна выбегает волк и говорит:
- Я волк горный - унесу! Пастух отвечает:
- Я - пастух смелый, не отдам!
Волк старается коснуться овцы, пастух их защищает.
- Отдохнули, а теперь продолжим путешествие.
4.- Армения богата талантами, там много хороших композиторов, поэтов,
артистов, писателей и певцов. Есть там и кинотеатры, концертные залы,
театры. Люди любят их посещать. Давайте и мы с вами зайдем в детский
кукольный театр.
ИВЕТИК АСАКЯН
«САМАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ» (АРМЯНСКАЯ СКАЗКА).
УЧАСТВУЮТ КУКЛЫ: ЦАРЬ, СТАРШИЙ СЫН, СРЕДНИЙ МЛАДШИЙ
На ширме: царский дворец, трон, вдалеке царское хранилище.
Ведущий: Жил некогда, в Армении, справедливый и мудрый царь, и было у него три сына. Пришло время передать царский трон одному из сыновей.
Призвал царь своих сыновей и говорит: Царь: Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец уже стар и не может больше править страной. Хочу передать трон самому достойному из вас. Видите, вот то, огромное хранилище, построенное мною давно. Это хранилище надо заполнить самой нужной вещью на свете. Отправляйтесь в путь, из страны в страну, из города в город и отыщите самую нужную вещь.
Ведущий: Дал царь сыновьям срок - три раза по сорок дней. Поцеловали сыновья руку отца и пустились в путь. Ходили они из города в город, из страны в страну. Навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых, и в назначенный день явились перед царем.
Царь: Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну как, нашли вы ту самую нужную вещь?
Все вместе: Нашли! Дорогой наш отец!
(На ширме картинка - хранилище, царь ведет сыновей к хранилищу).
Царь: Чем мы заполним это хранилище, дорогой мой старший сын? Какой самой нужной вещью на свете?
Старший сын: (показывает отцу зерно) - хлебом! Хлебом заполню хранилище, дорогой мой отец! Много я странствовал, много повидал, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! (отходит в сторону).
Ведущий: И тогда отец позвал среднего сына.
Царь: Чем ты порадуешь отца, чем заполнишь это хранилище, дорогой мой средний сын? Какой такой самой нужной вещью на свете?
Средний сын: (показывает землю). Землею! Землею я заполню это хранилище, дорогой мой отец! Где бы я ни бывал, чего бы не видел, но ничего не нашел нужнее земли! Без земли, и хлеба нет! (отходит в сторону).
Ведущий: Позвал отец младшего сына.
Царь: Чем ты заполнишь это огромное хранилище, сын мой младший? Какой самой нужной на свете?
Ведущий: Младший сын решительно переступил порог хранилища, вынул свечу и огниво, запалил свечу, все хранилище озарилось светом.
Царь: (С нетерпением) Ну говори же, сын мой младший, чем заполнишь хранилище?
Младший сын: Светом! Светом и знаниями я заполню это хранилище, мудрый мой отец! Много я повидал, но нужнее света ничего не нашел. Свет знания - самая нужная вещь! Без света земля не уродит хлеба! Без света нет жизни на земле. Свет знания - самая нужная вещь, только этим можно править миром.
Царь: (с восторгом) Молодец! Молодец, мой младший сын! Ты по праву заслужил трон, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знаниями.
Все вместе: ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ МОЛОДОЙ СВЕТОНОСНЫЙ ЦАРЬ! ХВАЛА ТЕБЕ.
5. Подойдите ко мне и образуйте круг. Мы могли бы долго путешествовать по этой горной и солнечной стране, но время нашего занятия подошло к концу.
- Давайте вспомним:
- Как называется государство, в котором мы побывали? /Армения/
- Алина, прочти нам стихотворение об Армении :
Армения моя милая
Всех зовет сюда.
Здесь чудесный воздух
Земля и вода
Персики и чучхели
Сладкий виноград
И народ прекрасный
Всем он будет рад.
- Что бы вы хотели пожелать армянскому народу?
/мира, счастья, добра, радости, удачи, процветания, благополучия, солнца, здоровья/.
- У меня в руках не просто букет цветов, это букет доброты, мы его оставим в группе, пусть он приносит всем людям на земле мира, радости, счастья.
А сейчас возьмите свои поделки, попрощайтесь с жителями Армении, до свидания. Отправляемся в Россию.
Список использованной литературы
1. «Дошкольное воспитание» №4 2000г.
2. «Дошкольное образование» №40 2000г.
3. «Дошкольное образование» №39 2000г.
4. «Воспитатель» №3 2007г.
5. «Воспитатель» №4 2009г.
6. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова «Родной край»
7. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина»