Мария Байгузина
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Теневой театр
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассмотрены современные подходы к организации воспитания детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности в образовательной среде детского сада.
Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников, Теневой театр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача обучения родному языку и развитие речи. В этом направлении во всех, без исключения, программах воспитания и обучения детей в ДОУ определены задачи по развитию связной речи дошкольников и повышению всех видов игр с учетом возраста детей, а также раскрыты возможности для применения разнообразных игр (в том числе театрализованных) для общего развития дошкольников. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
И бесспорно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей : возбуждает речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность :
Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
Совершенствует артикуляционный аппарат
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Театральная деятельность – это самый встречающийся вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка, авторы приводят разные классификации театрализованных игр. Артемова Л. В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
- Игры-драматизации
- Режиссёрские игры
В играх - драматизации ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста».
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- Настольный;
- Плоскостной и объёмный;
- Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т. д. ;
В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа- объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Так, Н. А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игру с марионетками.
В театре теней дети видят силуэты знакомых персонажей, которые оживают, двигаются, говорят. Таинственность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно.
Произведения теневого театра для детей может быть самым разнообразным. Безусловно, большую роль в развитии творческого воображения играют сказки, но не всякая, даже очень хорошая сказка пригодна для постановки в теневом театре. В нём, например, невозможно показать массовое действие, нельзя располагать фигуры одна за другой – получится бесформенная тень. Надо, чтобы на экране одновременно действовали только две-три фигуры. Необходимо помнить, что шевелится и жестикулирует только та фигурка, которая в данный момент разговаривает, остальные должны быть недвижимы.
Музыка – основной компонент всех постановок теневого театра : она украшает спектакль. Как правило, спектакль начинается музыкальным вступлением. По своему характеру она должна соответствовать содержанию пьесы. Музыкальным вступлением может стать народная мелодия, например «Светит месяц». К сценке «Наступление весны» подходит первая часть «Жаворонка» Глинки или какая-нибудь коротенькая музыка с подражанием журчанием ручейка. Перед появлением Петуха надо сыграть мелодию песенки: «Петушок, петушок, золотой гребешок» в бодром, весёлом темпе.
Теневой театр в детских садах, как правило, показывают на небольшом экране (натянутое белое полотно). Для освещения нужны лампы точечного горения или близкие к точечным (т. е. имеющие короткую нить накала). Каждую сказку можно поставить как пьесу или как рассказ чтеца, который иллюстрирует свою речь показом движущихся фигурок. В этом случае чтец говорит за автора и всех персонажей и читает весь пояснительный текст.
Особенность театрального обучения детей состоит в том, что каждый ребенок пробует, учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами, применяя в своей работе инструменты, которые ему дала природа: тело, движение, речь, голос, жест, мимика. А также ум, память, воображение, наблюдательность, эмоциональность и т. п. Известно, что совместная творческая деятельность вовлекает в процесс работы над спектаклем даже недостаточно активных, нерешительных детей, помогая им преодолевать излишнюю скромность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет выводить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она- вечный источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи бесспорно. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.