Анастасия Черкасова
Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное развитие личности ребёнка, формирование человека, обладающего чертами характера, личными качествами и формами поведения, необходимыми нашему обществу, начинается уже в дошкольном учреждении.
В «Программе воспитания» говорится, что за время пребывания в детском саду у детей должны быть сформированы нравственные черты и качества личности: умение различать, что хорошо и что плохо, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать каждому кто в этом нуждается, дружно играть и трудиться, быть правдивым и скромным.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Наш педагогический коллектив в воспитательно-образовательном процессе сосредотачивает своё внимание на вопросах нравственного воспитания. Анализируя деятельность ДОУ в данном направлении мы выяснили, что между представлениями детей о нравственных нормах поведения и их поступками и поведением нет единства. Дети в своём большинстве отлично знают, что хорошо и что плохо, рассказывают об этом, подтверждают примерами из жизни и книг, критически оценивают поступки других, но в своих действиях этими знаниями не руководствуются.
Так, в разговоре о дружбе, о том, как бы они поступили, если бы обидели их товарища или он попал бы в беду, дети говорили, что заступились бы за товарища, не позволили бы обидеть младшего, что так поступать нельзя. Но тут же обижают сверстников, смеются над неудачей других, нарушают правила поведения, которые им хорошо знакомы. Дети знают, что за услугу надо благодарить, но не всегда благодарят, знают, что нельзя лгать, отнимать игрушки, кричать и ссориться, но нередко поступают именно так.
В чём же причина несоответствия представлений детей о моральных нормах поведения и нравственными поступками? Очевидно, это происходит потому, что вербальные методы в нравственном воспитании преобладают над практическими – недостаточно возможностей для упражнений, превращающих знания в привычки. Ведь только в процессе постоянных и многократных повторений привычки закрепляются и становятся механизмом поведения человека. Вот почему важно упражнять детей в нравственных поступках использовать жизненные ситуации, создавать специальные условия, которые стимулировали бы к таким поступкам.
Безграничные возможности по формированию нравственных качеств личности ребёнка – дошкольника принадлежат игре, т. к. только в ролевой игре дети подражают не только действиям героя, но и его отношению к людям, вещам, чувствам, переживаниям.
Сюжетно-ролевая игра является источником моделирования социальных отношений детского коллектива.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.
Игра – основной и наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни побуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы водить корабли и самолёты, лечить больных. В игре передаются переживания ребёнка, его отношение к жизни, все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляется в разных играх по-разному. Основу творческих игр составляют замысел, содержание игры и связанные с ним переживания. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, преставления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки и экспериментирования. Играют дети потому, что это доставляет им удовольствие. Наличие строгих правил дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои мысли, действия и чувства поставленной цели.
Интерес и уважение к труду взрослых проявляют дети в таких творческих играх как «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Школа». В них дети изображают людей разных профессий, подражая не только их действиям, но и отношение к труду, людям труда.
Изучая психологию детской игры А. Н. Леонтьев говорил о её важности в воспитании чувств. Ребёнок отличает игру от действительности, недаром в лексике играющих слышатся такие слова: «понарошку», «как будто», «поправде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребёнок не фальшивит, не притворяется: мама по-настоящему любит дочку – куклу, лётчик серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. Беря на себя роль, ребёнок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия всегда реальны: мама из ложечки поит больную дочку – куклу молоком. И ложка, и молоко воображаемые, но действия «мамы» настолько выразительны, что, наблюдая за игрой 3-х летней Даши, мы видим эту ложку, которую она осторожно подносит к губам куклы. Мальчишек всегда привлекали героические события, они стремятся подражать смелым, мужественным людям. Этим объясняется популярность военных игр: «разведчики», «лётчики», «космонавты», «моряки». Их морские, сухопутные и воздушные путешествия требуют проявления смелости, находчивости.
Творческая игра в любом возрасте должна приносить радость ребёнку. Поэтому от педагога зависит организация детской игры таким образом, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но в ней находят отражение не всегда приятные чувства и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлёпает её, дочка плачет; оставляя дочку – куклу в детском саду, мама уговаривает её, обещает скоро забрать, купить что – либо вкусное. Капризы дочки, тоска по маме, огорчение мамы взяты Ксюшей из своего опыта, своих переживаний.
Богатство и характер эмоций зависят от постановки воспитательной работы. Мы стараемся заинтересовать детей тем, что показываем и рассказываем; направляем внимание на нравственную сторону фактов и событий. Если это удается, то и в игре отражается то хорошее, с чем знакомим детей.
Поведение детей в игре, их мысли и чувства во многом определяются сюжетом и выполняемой ролью. Отношение людей друг к другу, изображение коллективного труда в игре (строительство космического корабля из строительного материала) лежит в основе коллективизма и дружбы. Нередко во время игры возникают конфликты. Например, содержание игры радостное, всем весело, а Никита испытывает обиду, огорчение от того, что ему не досталась желаемая роль. Возникает ссора, слезы, конфликт разрушает игру. Маленькому ребёнку трудно договариваться со сверстниками, отказываться от своих желаний ради интереса других и особенно согласовывать свои замыслы. Естественно, что в ходе игры у каждого возникают свои новые мысли, но они могут изменить запланированные ранее действия, это мешает другим, разрушает ранее созданные образы. Лишь путем длительной работы педагог может достичь желаемых результатов в создании игрового коллектива, в котором все имеют равные права на роли, на выдумку, умеют договариваться, самостоятельно решать спорные вопросы. Необходимо научить детей делиться друг с другом своей выдумкой, вводить что-то новое в игру только с общего согласия. Очень важно, чтобы ребёнок подчинялся коллективу добровольно, уважая мнение товарищей.
Игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности. Не все дети одного и того же возраста умеют ставить цель в игре и добиваться её выполнения. Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения к игре быть не должно. Но вместе с тем игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной роли. Этим должен воспользоваться воспитатель для развития у ребёнка целенаправленности, настойчивости. Надо поддерживать интерес ребёнка к игре, поощряя его усилия на воплощение замысла посредством участия взрослого в игре, либо подбором игрушек или предложением новой интересной роли.
В коллективе предоставляется возможность воспитывать уважение к товарищам, чувство ответственности. Через детский коллектив в игровой деятельности воспитатель способен воспитать у ребёнка сдержанность, внимание к товарищам: дети не принимают в игру сверстника, если он дерётся, требует, чтобы все подчинялись ему, выполняли его желания. Воспитатель должен вовремя увидеть раскаивание наказанного, предложить поиграть с ним. Доверие побуждает ребёнка сдерживаться, стараться вести себя лучше.
В воспитании у ребё нка моральных качеств в игре можно установить некоторые закономерности: подражание действиям взрослых постепенно становится более сознательным, определяются интересы ребёнка, его отношение к изображаемому, в связи с этим чувства, порождаемые игрой, делаются более сознательными и глубокими; с усложнением задач, которые ставятся в игре и которые требуют от участников больших физических и умственных усилий, укрепляется их воля; возрастает роль коллективных игр, возникает необходимость договоренности, согласованности действий.
Для воспитания моральных качеств важно не только поведение ребенка в игре, но и чувства, которые он испытывает. Основными задачами педагога по отношению ко всем детям в связи с воспитанием их в игре заключается в следующем: развивать и направлять игровую активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли; помочь каждому войти в коллектив, установить хорошие отношения с товарищами; следить за поведением и чувствами ребенка, вызвать положительные эмоции и переживания.