Евгения Глухих
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных прав человека в современном обществе является свобода выбора профессии. Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.
Задача профориентации - формирование психологической готовности подростка к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии.
Темочки:
В ходе профессионального самоопределения кризисы могут возникнуть у любого ребёнка, но особенно им подвержены дети-сироты. Интернатное учреждение, как одно из важнейших социальных институтов, обязано оказывать своим воспитанникам помощь в адаптации к современным условиям жизни, в том числе и к будущей профессиональной деятельности. Задача социального педагога – формировать у воспитанников умения и навыки, необходимые для выбора жизненного пути вообще и профессии в частности. Главная цель работы - помочь подросткам узнать больше о своих интересах, возможностях, склонностях, осознать свою неповторимость, задуматься о своем профессиональном и жизненном пути. В основе работы с воспитанниками лежит компетентностный подход, что позволяет формировать у них компетенции в трех важных сферах – личностной, деятельностной и образовательной:
• информационные компетенции (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий, знание структуры и видов профессионального образования);
• ценностно – смысловые компетенции (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию, стремление к саморазвитию, ценностные ориентации в отношении к профессиям);
• учебно-познавательные компетенции (осознание требований социума и умение их анализировать с точки зрения целей профессиональной деятельности, умение соотнести знания о себе и знания о профессиональной деятельности и на основе этого принять решение о выборе профессии; эмоционально-волевые: уверенность в своих силах, волевая саморегуляция, положительное отношение к выбору направления будущей профессиональной деятельности);
• социально-трудовые компетенции ( операционально-действенные: активная жизненная позиция в выборе профессиональной сферы, способность к анализу трудовой деятельности, наличие профессиональных и жизненных перспектив; регулярные: способность к самоконтролю в трудовой и профессиональной деятельности в процессе профессионального самоопределения);
• компетенции личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома.
Каждый воспитанник детского дома, имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность является результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения воспитанников. Главный принцип, которым руководствуется социальный педагог в работе по профпросвещению – связь его с жизнью. Профориентационная работа с воспитанниками ориентирована на формирование у них четких представлений о своей будущей профессиональной деятельности, о путях, адекватной оценки своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства.
Профориентационная работа включает :
• Психологическую диагностику интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей;
• Беседы о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности (необходимая подготовка, уровень образования, состояние здоровья);
• Информирование о способах трудоустройства (государственные и коммерческие биржи труда, составление резюме, трудового договора, каналы поиска работы);
• Беседы о путях и способах получения образования (типы учебных заведений, условия приема, по возможности посещение «Дня открытых дверей»).
В работе с воспитанниками социальный педагог использует разные формы работы: диагностику, анкетирование, тесты, показ презентаций, индивидуальные и групповые консультации, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, групповые дискуссии, кейс-методы и др., посещение дней открытых дверей различных учебных учреждений, ярмарок вакансий. Если у воспитанника есть интерес к той или иной профессии, то социальный педагог показывает, где и каким образом можно получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях и вакансиях и как работать с этой информацией.
Подросток не видит прошлого семьи, а, следовательно, ему трудно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно влияет на формирование ребенка в целом. У детей-сирот весьма сужен круг выбираемых профессий и крайне ограничена мотивация выбора. Это сопряжено с неимением своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах.
В силу указанных причин, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети.
Помощь в профессиональном самоопределении воспитанников детского дома – одна из основных функций социального педагога, которая связана с развитием у воспитанников профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня. Реализуя данную функцию, социальный педагог ведё т работу по следующим направлениям:
• Профессиональное просвещение, включающее профинформирование, профпропаганду и профагитацию;
• Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов, способностей личности к той или иной профессии;
• Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
Вся работа социального педагога направлена на то, чтобы сформировать у воспитанников целевую установку на получение образования на протяжении всей жизни, понимание, что рост мобильности, доступности и качества образования является важным условием роста статуса человека в обществе и что образование – это путь к достижению личностного и профессионального успеха.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении воспитанников детского дома огромна. Социальный педагог должен обладать не только разнообразной информацией о профессиях, но и быть способным донести эту информацию до воспитанников. Чтобы выпускник сделал правильный выбор, необходима долгая и кропотливая работа.