Папки-передвижки

Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО

Кустова Виктория
Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ МДОУ ДЕТСКИЙ САД №6 «РОДНИЧОК»

2.1. Организационные условия, содержание и

результаты констатирующего эксперимента

Человек – существо социальное, поэтому с первых дней жизни он живет в окружении других людей, то есть пребывает в постоянном взаимодействии с остальными членами социума. Первый опыт общения ребенок приобретает еще раньше, чем учится разговаривать – в процессе невербальной коммуникации он перенимает определенный социальный опыт и усваивает его. Этот опыт постепенно интегрируется в систему жизненных ценностей и становится неотъемлемой составляющей личности. [5, c.219]

Публикация «Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО» размещена в разделах

Социализацией называется процесс становления личности, постепенное усвоение человеком требований общества, приобретения значимых характеристик поведения и сознания, которые отвечают за взаимодействие конкретного индивидуума с обществом. То есть речь идет о приобретении определенного опыта, развития индивидом необходимых для включения в систему отношений в обществе культурного опыта. [41, c.102]

К этим навыкам относят трудовые умения, правила, ценности, нормы, знания, социальные качества личности, позволяющие человеку вести эффективное комфортное существование в социуме. Сюда же относят развитие степени толерантности к другим взглядам, людям, воспитание сознания детей, педагогов, родителей. Социализация является одной из наиболее значимых областей развития ребенка. [34, c.318]

В данную область можно интегрировать все другие сферы деятельности, ведущими задачами в рамках образовательной среды выступают:

• игровая деятельность в детском коллективе;

• активное приобщение к общепринятым правилам, нормам, стандартам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми;

• формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотизма, чувства общности с мировым сообществом. [10, c.31]

У детей дошкольного возраста социализация может реализовываться в виде ряда аспектов, основным из которых является активная игровая деятельность. [16, c.144]

С теоритической точки зрения игра рассматривается по-разному. С философской точки зрения, посредством игры ребенок осваивает мир в целом. Во время игры, ребенок создает свой мир, а значит творит. С психологической точки зрения, игра оказывает общее психическое развитие. Имеет место и социальный компонент, который заключается в усвоении общественного опыта. Его развитие происходит под влиянием взрослых, которые окружают детей. [31, c.192]

Важным аспектом для развития ребенка является самостоятельная форма игры. Эти игры требуют наиболее полного проявления личности ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития. Умственное, эстетическое, нравственное, физическое развитие тоже являются главными. Это мнение принадлежит Л. С. Выготскому. [20]

Д. Б. Эльконин считал, что игра для ребенка это способ вхождения его во всю сложность окружающего мира взрослых. Подражая, ребенок воспроизводит в игре те формы поведения и деятельности взрослых, которая ему еще не доступна. Играя, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые подвергнутся реализации в дальнейшем будущем. [60]

Вообще игра – это главное занятие и способ развития дошколят. Практики, педагоги, исследователи рассматривают игру как средство социального и психического развития, способ усвоения общественного опыта, действительности. Особое место уделяется тем развлечениям, которые дети создают сами – то есть сюжетно-ролевым, творческим играм. В них мальчики и девочки отражают события, вещи, ситуации из реальной жизни и деятельности родителей, других взрослых. [15, c.37]

Игра является главным компонентом социализации ребенка дошкольного возраста. В игровой деятельности дети, осваивая и накапливая социальные навыки, учатся сотрудничеству. В этом процессе возникает контакт между детьми по поводу игрушек или других атрибутов игры. Они относятся к первоочередной форме социального общения между детьми. В результате формируется опыт взаимодействия со сверстниками и взаимопонимание. В игровой деятельности действие ребенка направлено в большей части не на внешний предмет, а в основном на исполнение действия. Игра заинтересовывает и активизирует детскую деятельность. Это позволяет направить внутренний социальный характер субъекта во внешний мир и стимулировать социальную активность ребенка. Игра предоставляет возможность для развития осознания собственной личности и индивидуальных качеств.

Сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких этапов:[16, c.327]

-ознакомительная игра;

-отобразительная игра;

-сюжетно-отобразительная игра;

-сюжетно-ролевая игра;

-игра-драматизация.

Вместе с игрой развивается и ребенок. На ранней стадии игровой деятельности дети манипулируют с предметом-игрушкой, а затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которые вложены их существенные свойства.

На стадии сюжетно-отобразительной игры ребенок изначально направляет свои действия на выполнение условной цели, т. е. вместо реального результата появляется воображаемый. Например: вылечить куклу, перевезти на машине груз. Появление в игре обобщенных действий, использование предметов заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры - все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В них начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. [16, c.327]

В сюжетно-ролевой игре ярко выражена деятельность творческого характера. В ней дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношение взрослых, используя при этом предметы заместители. Осваивая сначала действие с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Взаимоотношения в сюжетно-ролевых играх строится на основе:

- личностно-ориентированного подхода;

- соблюдения принципов партнерского взаимодействия;

- активности в построении предметно-игровой среды;

-на основе творческого характера игровых действий. [34, c.401]

Общими методами руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой является:

-прямые методы (участие взрослого в виде прямого показа и руководство деятельностью);

-косвенные методы (ненавязчивые побуждения к деятельности) воздействия на игру и играющих детей. [34, c.400]

В процессе развития сюжетно-ролевой игры решаются следующие задачи:[31, c.105]

- совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

-Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

-Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира (литературные произведения, экскурсии, выставки, походы, путешествия).

-Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать. Учить самостоятельно разрешать конфликты, которые возникают в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.

-Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, которые возникают в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

-Усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения согласно сюжету игры.

-Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли).

-Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. [31, c.105]

В сюжетно-ролевых сценариях прослеживается социальный мотив, они становятся эффективным способом социализации дошколят, помогают малышам занимать определенное место в обществе, при этом каждый ребенок идентифицирует себя сам, но в том числе через оценки других членов социума. Вообще в дошкольном возрасте игра является основным типом деятельности, позволяет производить в психике ребенка качественные изменения. В жизни детей данный формат развлечений переоценить трудно, ведь именно в развлекательной форме малыши тренируют социальные проявления для будущей взрослой жизни, взаимодействуют со сверстниками, соизмеряют свои возможности с возможностями других детей, учатся выстраивать отношения. От того, насколько все хорошо будет получаться, зависит формирование успешности, жизненного стиля человека. [60, c.276]

Отдельно следует выделить корректирующую, профилактическую, развивающую функцию игр. Сюжетно-ролевые взаимодействия характеризуются как школа социальных отношений, в которой постоянно сначала моделируются, а затем укрепляются социальные поведенческие нормы. Дети, когда играют, учатся сотрудничать. У мальчиков и девочек старшего школьного возраста игра имеет коллективный характер. Она строится по заранее оговоренному плану, который обсуждается все группой и изменяется в случае необходимости. [38, c.8]

Содержание развлечений в основном касается половых ролевых функций, которые действуют внутри социума. Есть варианты спонтанных игр – ими управляет лидер, один из детей в группе, «звезда» или из круга «избранных». У старших школьников в процессе ролевых взаимодействий нередко возникают конфликты. Их при условии грамотного взаимодействия можно превращать в образовательные задачи, реализация которых направлена на приобретение определенных навыков, поисков новых путей в разрешении определенных проблем. [39, c.17]

Успешность игровой деятельности в целом зависит от качеств каждого конкретного ребенка, степени развития его коммуникативных навыков. В ходе сюжетно-ролевых взаимодействий обогащается жизненный опыт каждого участника, развиваются само организационные, инициативные, творческие навыки. [36, c.19]

Для развертывания ролевых сюжетных игр подходит любое время суток, независимо от распорядка – вечер, утро до завтрака, прогулка, свободная деятельность и другие. [34, c.184]

Подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, поэтому помощь предоставляется детям с проблемами в социализации. У застенчивых малышей обычно стараются выявить положительные черты, создать должные условия для изменения заниженной самооценки – это поможет улучшить положение малыша в социуме в целом и системе межличностных взаимоотношений в частности. Практикуется похвала за положительное поведение в ходе игры, легковозбудимых участников наказывать нельзя – в том числе за конфликты с товарищами. Тем детям, которые не уверены в своих силах, предлагают увлекательные, но не слишком сложные роли. Решение задач в данном случае должно быть достаточно простым и не требовать от ребенка серьезных организаторских способностей. [31, c.207]

В целях максимально успешной социализации нужно ориентировать детей не только на совершение собственных действий, но и на взаимоотношения с партнерами. В результате пристальное внимание к другим участникам в ходе игры будет гарантировано. [27, c.94]

Продолжительные ролевые сюжеты создают благоприятные возможности для построения новых структур отношений в детском коллективе – отличных от стандартных игр и предшествующих процессам социализации. Пример – игра «Детский сад» позволит деткам расширить социальную активность, получить определенные представления о жизни садика, ознакомиться с позициями, которые занимают взрослые. Это персонал – это врач, заведующий, медсестра, воспитатель, методист, помощник плотника, воспитателя и другие сотрудники. [60, c.135]

К двум годам, совершая какие-либо действия с игрушками, ребенок обладает способностью представлять и изображать действия или поступки других людей в качестве независимых агентов (актёров).[33, c.120]

К трем годам большинство детей способны воспроизвести с игрушкой несколько действий, связанных с ролью. Это дает им возможность о восприятии ими общественной роли. Например, ребенок играет, представляя себе, что он врач, и осматривает игрушку. [33, c.120]

К четырем годам дети играя, могут выполнять парную роль (игрушка пришла в парикмахерскую, а игрушка – парикмахер делает ей прическу, тем временем, ребенок ведет процесс общения между двумя игрушками, говорит за обоих, задавая и отвечая на вопросы).

Дети старшего дошкольного возраста усваивают возможность объединять игровые роли наиболее усложненным способом (ребенок воображает будто он - строитель и попутно отец). Большое количество детей старшего дошкольного возраста могут представлять и применять одновременно несколько социальных ролей. [41, c.136]

Для режиссерских игр по тематикам рекомендуется применять наборы «Три медведя», «Репка», «Кукольная комната», «Красная шапочка», «Бабушкин двор» и так далее. Нравятся детям дидактические развлечения, которые направлены на знакомство с разными компонентами окружающего мира – что где растет, какие части тела есть у животных, кто, где живет и другие. [33, c.41]

Есть игры, направленные на развитие логического мышления (самыми популярными в данной категории являются пазлы, запоминание информации (орудия труда, специальная форма для представителей разных профессий). Игровые задания, создание тематических композиций, сказочные постановки, усиленная двигательная активность развивают мелкую моторику, улучшают равновесие, точность действий, координацию движений, помогают в развитии интеллекта, психомоторики, физических данных. [41, c.102]

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации является:

- социально - коммуникативное развитие дошкольников;

-создание и методическое сопровождение, которое направлено на социально-ориентированную образовательную деятельность, осуществляя условия реализации социальных заказов общества и семьи. [2]

Позитивная социализация детей дошкольного возраста является главной задачей этого направления, приобщением их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социальнокоммуникативного развития являются:

1. Создание условий для освоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе и содержащие в себе комплекс моральных и нравственных ценностей.

2. Способствовать накоплению социального и эмоционального интеллекта дошкольников, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.

3. Учить детей дошкольного возраста координировать собственные действия, целенаправленность и самостоятельность.

4. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивное отношение к разновидностям трудовой и творческой деятельности.

5. Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности в быту, обществе, природе; владение навыками совместной деятельности со сверстниками. [2]

Условия необходимые для выполнения вышеизложенных задач:

• внедрение в практику работы ДОО, осуществляющих охрану жизни и здоровья детей;

• выполнение общеобразовательной программы;

• многообразие предметно-пространственной среды.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гениальный малыш» Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №40 «Снегурочка» Название программы «Гениальный.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

План педсовета «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников» Цель: анализ организации работы педагогического коллектива, направленной на социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного.

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Веселая математика» Приложение к дополнительной общеобразовательной программе социально –педагогической направленности «Веселая математика» для детей 4-5 лет.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников Доклад Цели: определить понятия: «социальное развитие», «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «нравственное воспитание»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО
Опубликовано: 5 июля 2019 в 15:34
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Кустова Виктория (УИ 1973814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД