Наталья Николаевна Турко
Приложение к дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к дополнительной общеобразовательной программе социально –педагогической направленности «Веселая математика» для детей 4-5 лет
2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной программы.
№ Блок Тема занятия Задачи
Сентябрь
1 Путешествие по стране Математике Количество Выявить знания умения навыки детей в области элементарных математических представлений
2 Величина, пространство, время,
Публикация «Приложение к дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности „Веселая математика“» размещена в разделах
3 Четырехугольники Четырехугольник Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве отражать в речи направление : «слева», «справа» ; закрепить название частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».
4 Квадрат Моделирование «Сделай фигуру» Учить детей составлять квадрат из счетных палочек ; упражнять в счете в пределах 5; закреплять умение соотносить число с цифрой или карточкой с кружками ; упражнять в ориентировки на листе бумаги
5 Прямоугольник Познакомить с прямоугольником : учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, внизу, вверху.
6 Моделирование «Поезд» Закрепить знания о прямоугольнике; конструировать фигуру из счетных палочек; закрепить название геометрической фигуры «четырехугольник
7 Трапеция Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией; учить определять длину предмета на глаз
8 Ромб Познакомить детей еще с одной геометрической фигурой, которая называется ромб (четырехугольник) Поупражнять в классификации фигур
Октябрь
1 Моделирование палочек Кюизенера Змейка Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
2 У кого больше Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
3 Цветные вагончики Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
4 Столбики Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
5 Сушим полотенца Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
6 Строительство домов Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
7 Треугольники Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.
8 Рамка для картины Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки.
Ноябрь
1 Страна «Числяндия» Числа 1 и 2 Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
2 Число 3 Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 д
3 Число 4 Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; карточка.
4 Больше - меньше Продолжать знакомить с образованием числа 4; учить считать в рпеделах4; соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слеванаправо
5 Игры «Сделай машину» «Отгадай число» Закреплять название геометрических фигур (круг квадрат прямоугольник треугольник); представления о временных отрезках (4 времени суток)
6 Счет в пределах 4
Моделирование предмета Упражнять в счете в пределах 4; учить соотносить числительное с существительным; закреплять количественный и порядковый счет, счет по осязанию; отвечать на вопросы: сколько, который по счету
7 Число5 Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
8 Счет в пределах 5 Упражнять в счете в пределах 5; закреплять знания цифр от1 до5; уметь соотносить количество с цифрой ; уметь классифицировать предмет по цвету величине
Декабрь
1 Пространственные представления Ориентировка в пространстве Развивать умение ориентироваться в пространстве: формировать представления о том, что у человека по два и по одному; учить различать части суток
2 Игра «Что стало не так?» «Исправь ошибку» Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету величине форме; упражнять в счете в пределах 5; развивать внимание
3 Моделирование «Дачный поселок» Упражнять в ориентировке на листе бумаги используя слова «слева» «справа» «далеко «близко» «выше» «ниже»; учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки
4 Игра «Добрось до меня» Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в изменении протяженности с помощью условной мерки (размах пальцев, ступня, шаг) ; учить употреблять слова «ближе», «дальше»
5 Игра «Найди картинку» Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова «слева, «справа», «под», «между»; упражнять в счете пределах 5; учить называть «соседей» чисел
6 Измерение протяженности Моделирование «Сделай по другому» Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек
7 Упражнение «Волшебный фонарик» Упражнять в измерение протяженности с помощью условной мерки; развивать логическое мышление
8 Проблемная ситуация «Как узнать?» Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки, в счете в пределах5; учить соотносить число с цифрой, различать количественный и порядковый счет; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора
Январь
1 Моделирование палочки Кюизенера Елка Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
2 Дорога к дому Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
3 Новоселье Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.
4 Зайка Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
5 Кастрюльки Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Материал. Кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
6 Дети нашего двора Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 5: по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.
7 Страна «Числяндия» Число и цифра 6 Познакомить с образованием числа6; учить находить в окружающей обстановке предметы четырехугольной формы; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»
8 Моделирование «Рыбки в аквариуме» Учить составлять конструкцию из 4 равных равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счете в пределах 6; развивать воображение
Февраль
1
Число и цифра 7 Познакомить с образованием числа 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной площади (слова «слева», «справа»)
2 Упражнение «Сделай фигуру» Упражнять в счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять понятие «вчера» «сегодня» «завтра»
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах7, учить изменять фигуру путем добавления счетных палочек
3 Эксперимент «Скольким куклам завяжем бантики?»
4 Число и цифра 8 Знакомство с числом 8. Игры «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Кто быстрее»
5 Упражнение «Волшебный фонарик» Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах8; развивать логическое мышление
6 Число и цифра 9 Познакомить с образованием числа9; упражнять в счете в пределах9; учить увеличивать число на один, уметь сравнивать предметы по толщине, объяснять словами результаты сравнения: «толще - тоньше», «равные по толщине»
7 «В гостях у гнома «Часовщика» Ориентировка во времени Продолжать учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете в пределах 9; учить различать и называть части суток
8 Календарь Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры
Март
1
Неделя Познакомить с названием дней недели; закрепить знание названий частей суток (утро, день, вечер, ночь); упражнять в измерении предмета
2 Месяц Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из4 недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам; закрепить знание названий дней недели
3 Ориентировка во времени Моделирование «Построим лестницу» Закреплять умение сравнивать предметы по высоте длине ширине обозначать словами результат сравнения («длиннее» «шире» «выше» «равные по длине» «ширине» «высоте»); упражнять в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца
4 «Волшебный магический квадрат» Деление целого на равные части Учить делить целого на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина»; закреплять понимание, что часть меньше целого, целое больше части
5 Далеко - близко Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали, составлять предмет из4 частей, изменять протяженность с помощью условной мерки; развивать представления о расстоянии («далеко», «близко»)
6 Деление целого на равные части Упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве
7 Измерения Измерения сыпучих веществ Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9; развивать умение конструировать из заданных палочек, сравнивать предметы по длине, обозначать словами результаты сравнения («длиннее – короче», «равные по длине») ориентироваться в пространстве; развивать воображение
8 эксперимент «Сколько птичек можно накормить?» Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9; учить называть дни недели по порядку; формировать представление о том что число не зависит от расположения предметов
Апрель
1 Измерение жидкости эксперимент «Сколько воды в банке?» Упражнять в измерении жидкости с помощью условной мерки; продолжать упражнять в различении и называние геометрических фигур; учить увеличивать и уменьшать число на единицу
2 эксперимент «У кого больше молока?» Упражнять в сравнении объемов жидкости с помощью измерения; закреплять название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры
3 Страна «Числяндия» Число и цифра 0 Познакомить с нулем; упражнять в счете; формировать представление о возрасте; развивать умение находить соответствие цвета палочки с числовым значением и цифрой, сравнивать предметы по высоте, соотносить цифру с числом
4 Число и цифра 1 0 Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах10, соотносить цифру с числом; упражнять в обратном счете; учить составлять узор из геометрических фигур; развивать воображение
5 Я решаю логические задачи Упражнения «Нарисуй стрелку» «Раскрась правильно» Учить детей решать логические задачи с помощью диалога с педагогом Самостоятельно делать умозаключения Формировать логическое мышление
6 Упражнения «Найди лишнее животное» «Превращалки» Учить детей решать логические задачи с помощью диалога с педагогом Самостоятельно делать умозаключения Формировать логическое мышление
7 Упражнения «Правильно ли то?» 2Раздай флаги» Учить детей решать логические задачи с помощью диалога с педагогом Самостоятельно делать умозаключения Формировать логическое мышление
8 Математическая викторина «Что? Где? Когда?
Май
1
Графические умения Геометрические фигуры Учить рисовать геометрические фигуры по образцу. Раскрашивать в определенном направлении.
2 Предметы мебели Учить рисовать предметы, копируя образец (шкаф, стол, холодильник).
3 Игрушки Продолжать учить рисовать игрушки по образцу (пирамидка заяц неваляшка)
4 Путешествие по стране Математике
Повторение Закреплять знание цифр ; умение ориентироваться в пространстве
5 Повторение Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство и различия между предметами; упражнять в счете
6 Математический праздник «Путешествие по островам» Итоговое занятие
7 Количество Выявить знания умения навыки детей в области элементарных математических представлений
8 Величина, пространство, время Выявить знания умения навыки детей в области элементарных математических представлений