Татьяна Сорока
Роль сказки в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сорока Татьяна Александровна
«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников».
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают ряд логически сочетающихся предложений, которые обеспечивают общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Темочки:
Диалог – это первичная естественная форма языкового общения, классическая форма речевого общения. Главная особенность диалога является чередованием говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монолог – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Он выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Каждая из этих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов, таких как: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Р. Е. Левина, Р. И. Жуковская, А. М. Бородич, О. И. Соловьёва, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Е. Н. Водовозова, Ю. А. Лебедева и др.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, малый словарный запас, неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствие культуры общения.
В основе возникновения этих нарушений стоят такие причины, как: замена общения телевидением, компьютером, планшетом и телефоном; неблагоприятное социальное окружение; отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Родители всё меньше времени уделяют своим детям. Они не понимают, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности ребёнка.
В настоящее время снижается интерес, как у взрослых, так и у детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Родители всё реже покупают детям книги, и они всё дальше уходят на последний план. Педагогам необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играют художественные произведения в жизни их детей. И на помощь в этом приходит сказка. Ю. А. Лебедева говорила: «Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает детей к деятельности и даже лечит».
Сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Простота, яркость, образность, особенность воспроизводить одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость. Она учит быть добрыми, справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Из сказки ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, улучшает поведение, воспитывает уверенность в себе и своих силах.
В мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Они становятся ему интересны уже к двум годам и остаются с ними на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром художественной литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нужно запомнить, что каждому возрасту своя сказка.
Дети дошкольного возраста ещё не читатели, а слушатели. Умение слушать формируется и достигает более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. От самых простых сказок, с повторяющимися действиями, дети переходят к слушанию более сложных и насыщенных историй. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, повторяющиеся часто в тексте. Чуть позже дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии развития событий.
Сказки подразделяют на : сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных очень ярко представлены образы колобка, медведя, лисы, зайца. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла. Волшебные сказки - это мир, в котором добро и зло выражается через проявление магии и колдовства. В бытовых сказках всегда есть чему поучиться, они близки к современным реалиям.
Начиная с трёх лет, детям больше нравится слушать сказки о животных. В возрасте пяти лет, они больше воспринимают бытовые, начиная ассоциировать себя с главными героями.
Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес и завоевать внимание ребёнка. Перед чтением новой сказки, педагог подготавливает дошкольников к её восприятию, рассматривая иллюстрации, демонстрирует игрушки, предметы, которые имеют отношение к содержанию сказки, задаё т вопросы: «Как вы думаете, о чём эта сказка?».
После чтения сказки, педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание. Задаёт вопросы о героях сказки, об их поступках, внешнем виде. Рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, описывают природу. Педагог объясняет значение незнакомых слов.
На следующий день желательно ещё раз прочитать сказку и предложить пересказать её, используя картинки, иллюстрации. С помощью настольного пальчикового, театра бибабо, предложить обыграть сказку. Главное при этом хвалить и подбадривать ребёнка, а ошибки исправлять тактично.
Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свою роль и им становится более интересно вести диалог и самому проговаривать текст. Проживая сказку, ребёнок учится преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Дети могут представить себя сказочными персонажами, это поможет им запомнить целые отрывки и потом их пересказывать, при этом они учатся выстраивать логически последовательные сообщения. Для связного изложения можно задавать дошкольнику наводящие вопросы.
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо задействовать наглядно – образное мышление. Когда ребёнок возьмёт в руки игрушку, он сможет начать рассказывать : «Жил был ослик (ёжик…». Четырёхлетние малыши озвучат самые запоминающиеся словосочетания, а старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями: рассуждают о поступках героя, придумывают свои версии развития событий, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Сказка может стать шаблоном для речевых упражнений. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, можно предложить детям различные задания: изменить темп речи, силу голоса, выразить вопросительную или восклицательную интонацию. Можно придумывать задания с буквами и словами в сказочном контексте, задания на восприятие буквенно – звукового состава слова, предложить подобрать рифму, найти ласковые слова в тексте, грустные, придумать длинное и смешное слово, новое название сказки, новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, предложить придумать варианты концовки сказки, развивая свою фантазию, логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль.
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов важна преемственность в воспитании ребёнка между педагогом и родителями, поэтому всю работу необходимо проводить совместно, для получения наилучших результатов. Если с детьми ежедневно будут заниматься чтением книг, пересказом текстов, дома родители, а в детских садах воспитатели, то они полюбят книги. У детей пополнится словарный запас, устная, диалогическая и монологическая речь станет более насыщенной, они научатся грамотно выражать свои мысли.
Читайте больше своим детям!
Литература
Алексеева М. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» - М. Академия 2005г.
Алексеева М. М. «Речевое развитие дошкольников» - Изд. центр Академия 2012г.
Бородич А. М. «Методика развития речи детей» - М. Владос 2004г.
Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками» - СПБ. Речь 2006г.
Ушакова О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М. Владос 2004г.
Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» - М. Мозаика – Синтез 2013г.