Светлана Романова
Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему :«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ У РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
РОМАНОВА С. В.
Цель: Воспитание у родителей культуры семейного чтения.
Задачи:
• привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений;
• повышение культуры чтения в семье;
Темочки:
• помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.
Актуальность :
Книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметом жизненной важности для детей во всех аспектах. Чтение является первой ступенькой к грамотности и фундаментом обучения на протяжении всей жизни. Книжки, имеющие художественную ценность, несут правильную информацию об окружающем мире.
А читать вместе – это огромный труд. Когда мы читаем детям, они фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои. Когда мы читаем вслух, мы делим с ребенком не только время, но и интерес, мы рассуждаем, обсуждаем прочитанное. Когда мы читаем, мы учим ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.
Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает в мир детства. В семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро.
Любимые сказки есть у каждого человека. То, что он слышит в детстве, закладывает программу всей его жизни. Слушая сказки или рассказывая их, люди осознают себя, свои помыслы, мечты и надежды, свое понимание Чудесного.
Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. Совместное путешествие в книгу становится звеном, которое скрепляет взаимоотношения поколений и формирует потребность в чтении.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье родители и дети связаны духовной общностью. Осуществляя социальную функцию, она формирует личность ребенка в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Социализация детей в семье зависит от межличностных отношений, авторитета родителей.
Слово «семья» неотделимо от слова «дом». Это место, где собирается родные люди, объединенные общими интересами, традициями, занятиями. Но не в каждой семье царят гармония, взаимопонимание, любовь, не в каждой семье растут воспитанные, всесторонне развитые дети.
Одним из средств гармонизации внутрисемейных отношений является семейное чтение. Оно было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим уважением писали великие русские писатели и поэты: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и др.
«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное,» - так передает атмосферу семейного чтения российский учёный И. Бестужев – Лада.
Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Отрадно, что в последнее время растет интерес к возрождению традиций семейного чтения. Он возник в обществе не случайно. Если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культ книги угасает, в досуге семьи все больше места занимают телевидение, компьютер, интернет.
Многие современные родители утверждают, что в век высоких технологий нет никакой надобности тратить время и средства на возрождение давно устаревшей традиции, забывая о том, что чтение в семейной среде играет очень важную роль не только в воспитании детей, но и в объединении членов семьи, создании атмосферы высокой культуры, доверия, взаимопонимания, творчества. Родители, которые не любят читать и не осознают важность чтения, не в состоянии помочь своим детям полюбить книги.
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым и желанным. Не зря воспоминания об этих счастливых моментах остаются в памяти человека на всю жизнь.
В процессе семейного чтения и взрослые, и дети объединяются для размышления над прочитанным произведением, каждый участник имеет право высказать свое мнение, проявить свои чувства, задать вопросы, даже создать образ литературного персонажа. Это помогает ребёнку расти нравственно, духовно, эмоционально и творчески, одновременно сближает круг родных людей, делает их единомышленниками и друзьями.
Взрослые должны позаботиться о правильном подборе материала для семейного чтения, об эмоциональном оформления помещения, о технических средствах (презентации, мультфильмы, кадры из кинофильмов и др.) Самое главное, чтобы это занятие было интересным, увлекательным, запоминающимся, превратилось в оригинальный ритуал, а не в нудное и скучное мероприятие, на котором ребенок обязан присутствовать по требованию родителей. Для каждого члена семьи эти заветные часы у семейного очага должны быть самыми прекрасными мгновениями общения, радости, приятным и полезным для души и ума занятием.
Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали в их семье, и будут читать своим детям. Так будет продолжаться славная традиция, укрепляющая семью.
Успешная модель семейного чтения - это когда все члены семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.
Прочитав в семейном кругу какие либо произведения, родители совместно с детьми могут: создавать инсценировки, костюмы, рисовать иллюстрации, делать поделки и др. Вся семья объединяется в творческой деятельности. Родители являются не простыми зрителями, а участниками этих событий, посвященных книгам. Дети могут увидеть их способности, а это рождает чувство гордости и уважения к членам своей семьи. Эту работу необходимо системно и последовательно продолжать и в школьном возрасте.
Семейное чтение прививает интерес детей к книге. Родители показывают им образец культурного чтения, помогают правильно понять текст, объясняют непонятные слова и понятия. Это полезное занятие дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, правильно направить мысли, установить причинно-следственные связи, расширить его кругозор.
Во время семейного чтения происходит важный момент социализации ребенка – дружеское, доверительное общение с другими членами семьи. Ежедневное получасовое совместное чтение помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции.
Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, является чудодейственной силой, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных поколений, оказать огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие детей.
Исходя из проблемы снижение интереса к чтению, нужно проводить работу с семьями воспитанников, запланировав совместные мероприятия. Целью работы должно являться - воспитание у родителей культуры семейного чтения. В ходе работы важно поставить себе задачи, которые включают в себя:
• привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений;
• повышение в семье культуры чтения у ребенка – дошкольника ;
• помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.
Литература :
Безрукова С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей. Ростов н/ д: Феникс, 2001, с. 146
Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с. 72
Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с. 166
Коровина, Е. А. Знаем ли мы свои любимые сказка? / Е. А. Коровина. – Москва: Центр полиграф, 2013. – 381с.
Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С. 36 - 37.
Медовой, И. Сказка сказок / И. Медовой // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С. 22.
Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.
Реброва, Е. Папмамбук – сайт для тех, кто читает детям / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2013. – № 1. – С. 23 - 26.
Тихомирова И. И. В контексте воспитания подростков : обучающая практика. / И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 49 - 55.
Чивикова, О. А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О. А. Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. –