Ольга Громова
Педагогический опыт работы «Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида»
«Роль семьи в воспитании детей
младшего дошкольного возраста»
Педагогический опыт работы
Громовой Ольги Сергеевны
воспитателя
МДОУ «Детский сад № 5»
городского округа Саранск
Введение
Публикация «Педагогический опыт работы „Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Тема:«Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Сведения об авторе:Громова Ольга Сергеевна.
Образование: высшее. Педагогический стаж : общий: 36 лет; в данной образовательной организации: 15 лет.
Актуальность
На сегодняшний день остро встает вопрос о функциях семьи в воспитании младших дошкольников. Трудности в дальнейшем обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что опреде-ляющая роль в воспитании ребенка отводится не только дошкольной образовательной организации, то есть, воспитателям, но и, конечно, в первую очередь, принадлежит семье, которая, становится координатором и регулятором ввоспитании ребенка. Именно семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания. Важность семьи, как института воспитания обусловлена, прежде всего, тем, что именно в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, что позволяет уже к поступлению в школу быть уже наполовину сформированным как личность.
Младший дошкольный возраст – это именно тот период, когда активное участие семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания ребенка.
Однако в настоящее время современные родители все больше перекладывают ответственность за воспитание ребенка на дошкольное образовательное учреждение, не принимая во внимание то, что роль семьи является важным катализатором воспитания, а именно есть только самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.
Основная идея опыта
Семья является ключевым звеном в воспитании морально– нравственных качеств ребенка, передачи социально– исторического опыта, а также опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая эти факторы, можно сделать вывод, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.
Вопросами работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении занимались Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, Л. В. Загик, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и другие. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка исследовали Ю. П. Азаров, Т. А. Маркова, И. В. Гребенников и другие.
Для реализации педагогического опыта на базе дошкольной образова-тельной организации были сформулированы следующие задачи:
1. Создать условия для взаимодействия педагогов и родителей.
2. Объяснить родителям педагогическую ценность семейного воспитания.
3. Разработать интерактивные формы по работе с родителями.
4. Объединить усилия педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заим-ствование новаторских систем или их элементов
Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты личности, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
На сегодняшний день огромное количество специалистов признает важ-ность привлечения родителей к участию в работе дошкольной образовательной организации, однако, в действительности при взаимодействии родителей и воспитателей наблюдается определенная дисгармония.
Приступая к работе по данной теме, мною была изучена следующая ме-тодическая литература:
1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. / Н. М. Аскарина. М., 1977.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое посо-бие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Проблемы с формированием отношений семьи и педагогов могут быть обусловлены абсолютно разными факторами, как личностных, так и профессиональных, к примеру, нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, определенные чувства обиды – все это может привести к формированию определенных личных и профессиональных убеждений, которые являются преградами на пути формирования семейного воспитания. В связи с этим, воспитателями должна быть проявлена инициатива, с целью нахождения способов взаимодействия с каждой отдельной семьёй на благо ребенка. При использовании метода индивидуального подхода к участию родителей в процессе воспитания, необходимо сформировать определенные вовлечения в работу большей части семей.
Для решения данной проблемы и привлечения семьи в процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста воспитателям дошкольной образовательной организации необходимы определенные формы по работе с родителями.
Технология опыта.
Взаимодействие воспитателей МДОУ «Детский сад № 5» с родителями осуществляется в соответствии с программой дошкольного образовательного учреждения.
Первоначальной задачей поступило определение тематики, целей и задач по взаимодействию с семьями обучающихся. Затем, обсуждение с родителями проектной деятельности и определение содержания этой деятельности всех участников проекта.
Затем, этап экспериментальной деятельности с постановкой проблем.
– чему нас учит семья?
– для чего нужна семья человеку?
Сбор и систематизация информации о семьях воспитанников;
– чтение сказок, загадок, рассматривание иллюстраций;
– сбор материала (стихи, загадки, рисунки) о семьях, оформление альбома;
– фотоссесия «Мы вместе» (создание фотоальбома);
– беседа «Моя любимая бабушка».
Также, мною были проведены следующие формы взаимодействия с семьями обучающихся :
1. Открытые занятия с детьми младшего дошкольного возраста данной дошкольной образовательной организации.
Целью таких занятий является, прежде всего, знакомство родителей с основной структурой и особенностями проведения занятий в дошкольной образовательной организации. При проведении таких занятий я включала элемент беседы с родителями, то есть ребенок мог рассказать гостю что-то новое, а также ввести его в круг своих интересов.
2. Педагогический совет с участием родителей позволяет привлечь родителей к процессу переосмысления проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
3. Мной также было проведено анкетирование родителей, которое проводилось заблаговременно с целью того, чтобы выявить основные аспекты мнений родителей по конкретной проблеме. После чего были подведены итоги анкетирования.
4. Интервью с родителями имеет под собой цель помочь педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, а также наладить обратную связь в сфере влияния дошкольной образовательной организации на ребенка и семью.
5. Педагогические ситуации. Как показывает практика, обсуждение си-туаций значительно активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
6. Театрализованная деятельность с родителями. Помогает в игровой форме выявить и устранить проблемы взаимодействия семьи и ребенка, воспитывать нравственные качества.
7. Педагогические беседы с родителями в нашей группе являются наиболее доступной формой установления связи педагога с семьей. Такой вид взаимодействия может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами – беседа при посещении семей, на родительском собрании, в процессе консультации.
Основной целью такого взаимодействия является оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания, а также спо-собствование достижению единой точки зрения по данным вопросам.
Главную роль в процессе такого взаимодействия получает воспитатель, он заранее определяет тему и суть беседы.
При проведении беседы мною были выбраны наиболее подходящие условия и необходимость начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
8. Тематические консультации, как показал опыт, также являются эффективной формой взаимодействия с семьей. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации в дошкольной образовательной организации могут быть как плановыми, так и внеплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся, как правило, систематически, 3-4 консультации в год в нашей группе и столько же общих консультации по всему детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации составляет 30-40 минут. Внеплановые консультации, как правило, возникают чаще всего во время моего общения с родителями по инициативе обеих сторон.
9. Групповые собрания родителей.
На групповых собраниях я знакомлю родителей со спецификой работы в группе раннего развития, а также с задачами и методами воспитания детей раннего дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной образовательной организации.
На повестке дня групповых родительских собраний обычно педагогическая беседа или доклад по наиболее важной теме на конкретный момент обсуждения, выступление медицинского работника, музыкального руководителя, сообщение одного из родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов.
В начале учебного года мной проводится 3-4 групповых собраний. На них идёт обсуждение наиболее актуальных вопросов, выслушиваются отзывы, пожелания и, возможно, претензии от родителей.
10. Также, мною было проведено обыгрывание ситуаций – конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
11. Общие собрания родителей организации.
На таких собраниях обсуждаются общие организационные вопросы непосредственно относящиеся к совместной работе со всей дошкольной организацией.
На каждом собрании избирается председатель и секретарь из числа родителей, ведется протокол заседания, выносится решение. Также является обязательной регистрация всех присутствующий на собрании.
Такого типа собраний всего должно быть не менее трех в учебном году. Проводит и планирует родительское собрание заведующая МДОУ «Детский сад № 5» совместно с родительским комитетом и воспитателями.
12. Наглядная пропаганда.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств – привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач : наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
В нашей группе формой наглядной педагогической пропаганды являются стенды, так называемый «уголок для родителей», который также имеет обратную связь.
13. Первые визиты в детский сад. Группа раннего возраста имеет свою специфику. Так как дети только-только «отрываются» от родителей, такой период в жизни сказывается очень болезненно для обеих сторон. Поэтому, перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом и его уставом.
14. Вводные собрания. После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке. Когда приводить и забирать ребенка
15. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают мне встретиться с родителями лично, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
16. Член родительского совета.
В начале учебного года необходимо назначить выбрать родительский совет. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
17. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
18. Взаимодействие с семьёй
– совместные работы родителей с детьми : изготовление подарков для бабушек и дедушек;
– демонстрация фотографий на родительском собрании и консультации с сюжетно
– ролевыми играми детей в группе;
– наглядная информация для родителей о проведении «Неделя семьи».
Результативность опыта
В результате разработанных мной форм взаимодействия с семьей, родители обучающихся стали проявлять больше активности по взаимодействию с педагогами дошкольной образовательной организации и детьми. У родителей стали формироваться правильные привычки по морально-нравственному воспитанию детей, в том числе по оздоровительным аспектам. Благодаря взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации и родителей обучающихся, родители стали соблюдать режим дня в дошкольной образовательной организации, то есть, приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОО и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни, что положительно влияет на воспитание личности детей раннего возраста. Родители стали активнее проявлять интерес к жизни детей в детском саду, чаще посещать родительские собрания, а также совместные мероприятия родителей и детей.
На данный момент, ряд тем родительских собраний уже сформировано в соответствии с просьбами непосредственно самих родителей. Посещаемость данных мероприятий возросла до 87 %.
Сегодня уже порядка 80% родителей вовлечены в жизнь группы и детского сада. Они принимают активное участие в проектной деятельности своих детей, помогают ребятам и педагогам в подготовке к праздникам, открытым просмотрам (шьют костюмы, готовят атрибуты, находят необходимую информацию, помогают в оснащении предметно– развивающей среды группы, участвуют в конкурсах и выставках). В итоге все больше родителей получает индивидуальные благодарственные письма и награды, вызывая заметную радость и гордость в глазах своих детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что вовлечение родителей в жизнь дошкольной образовательной организации, грамотное взаимодействие педагогов и родителей детей раннего дошкольного возраста, позволяет обучающимся быть более подвижными, инициативными и более самостоятельными. Благодаря такому взаимодействию у них расширяется кругозор, обогащается представление об объектах и явлениях окружающей действительности.
Данный опыт может быть применим педагогами дошкольных образовательных организаций, а также педагогами системы дополнительного образования, ориентирующихся на развитие детей раннего дошкольного возраста, не зависимо от реализуемой программы в детском саду.
Список литературы
1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. / Н. М. Аскарина. М., 1977.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое посо-бие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с)
6. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/.Книга для работников дома ребенка/.сост. Э. Л. Фрухт. М. : Просвящение,1989.
7. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. /Л. Н. Павлова. М. ;19 4. Фонарев А. М. Ребенок и среда. /А. М. Фонарев. М. ,1974.
8. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно– образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М. : ООО Издательство «Скрипторий», 2008.
9. Солодянкина О. В. Система планирования в дошкольном учреждении : Метод. пособие. – 5– е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004г.
Приложение А
Работа с родителями
Сентябрь
Акция «Подари игрушку детям»
Цель: попросит родителей подарить игрушки детям, своей группе.
Октябрь
Консультация для родителей «Права ребенка».
Цель: познакомит родителей с правами детей; научить родителей относиться к своим детям с уважением.
Экскурсия на выставку «Бабань парь» (Бабушкин сундук»).
Цель: показать родителям, какие мастерицы – мамы и бабушки, приобщать детей и родителей к народному творчеству.
Ноябрь
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников».
Цель: показать, какую роль играет семья в воспитании детей.
Изготовление памяток для родителей «Права и обязанности родителей», «Права несовершеннолетнего гражданина в России».
Цель: познакомить родителей с правами детей, с обязанностями и правами родителей.
Декабрь
Фотовернисаж: «Игры детей с кукольным театром «Колобок».
Цель: показать родителям с помощью фотографий, как их дети играют с иг-рушками в детском саду, в какие игры играют.
Январь
Тренинг с родителями: «Умеете ли вы играть с детьми».
Цель: повысить педагогическое мастерство родителей и определить роль игры в воспитании ребенка.
Февраль
Консультация для родителей: «Умеем ли мы читать детям».
Цель: повышать педагогическое мастерство родителей, учить родителей читать своим детям.
Анкетирование «Любимая книга моего ребенка».
Цель: выяснить какие приоритеты у родителей в выборе книжек для детей, каке книги дети любят читать больше всего.
Март
Открытый просмотр «Кукольный театр в группе».
Цель: показать родителям как мы показываем кукольные спектакли детям в детском саду, какой игровой материал есть в группе, как дети ведут себя во время показа спектаклей.
Апрель
Проведение «Недели семьи» с наглядной информацией для родителей.
Цель: повысить качество отношений «семья – детский сад».
Май
Вечерний факультатив для родителей и детей «Моя любимая семья».
Цель: обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; повышение педагогической культуры родителей; повысить качество отношений «семья – детский сад».
Приложение Б
Итоговый лист по анкетам родителей воспитанников
1 младшей группы № 5
Тема анкетирования «Взаимодействие воспитателя и семьи»
Воспитатель : Громова О. С.
Дата проведения: октябрь, 2019 год
Общее количество розданных анкет– 20
Общее количество заполненных анкет– 20
Критерии Кол-во отве-тов «да» Кол-во ответов «нет» Кол-во ответов «не знаю» Кол-во
незаполненных
анкет
1
А 10 50% 10 50%
Б 20 100%
В 10 50%
Г 20 100%
2 18 90% 2 10%
3 20 100%
4 18 90% 2 10%
5 20 100%
6 20 100%
7 17 85% 3 15%
Итого: % незаполненных анкет (0 %)
Итого: % родителей удовлетворенных деятельностью МДОУ – 100%.
Выводы:
В анкетировании принимали участие все родители (отец и мать).
Опрос показал, что взаимопонимание между семьей и педагогом довери-тельные, прослеживается взаимопонимание между ними. Родители и педагоги понимают свои действия правильно.
Родители воспитанников считают, что воспитатель в полной мере раскрывает воспитательно-образовательную работу с детьми, положительно оценивают работу воспитателя с родителями (достаточная информация о ребенке, советы и рекомендации на информационных стендах, консультации, мастер-классы для родителей, совместные экскурсии, праздники).
Родители воспитанников считают, что работа с детьми воспитателем ве-дется в полном объеме.
Интересы ребенка не выпадают из поля зрения родителей и педагогов.